Борьба с терроризмом. Какой, на Ваш взгляд, она должна быть? Владимир МЕЛЬНИКОВ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 17:19
Владимир МЕЛЬНИКОВ
Заместитель Председателя
Комитета СФ РФ
по вопросам безопасности
и обороны
В последние месяцы по данному вопросу и проблеме борьбы с международным терроризмом в целом, публично высказались не только главы государств, правительств, политические лидеры и общественные деятели, но и профессионалы спецслужб и правоохранительных органов. Практически все едины во мнении - необходимо, максимально используя нынешнюю сплоченность международного сообщества, выработать и реализовать адекватные меры новым вызовам и угрозам человечеству в XXI веке.
На мой взгляд, арсенал предлагаемых решений по предупреждению международного терроризма выглядит внушительно и достаточен, чтобы разумно распорядиться им для успешной борьбы с этим мировым злом. Остановлюсь на отдельных из них:
1. Одни м из основополагающих принципов, который бесповоротно должен утвердиться в жизни международного сообщества - неприемлемость политики двойных стандартов в отношениях между государствами и народами. Она должна навсегда исчезнуть из практики международных отношений, если мы хотим на деле одержать победу в смертельной схватке с международным терроризмом. Основой решения этой важнейшей задачи является укрепление доверия и всеобъемлющее взаимодействие всех государств при координирующей роли и неослабном контроле со стороны ООН, ее специализированных институтов, активном участии в этом процессе межгосударственных и межпарламентских органов, а также международных общественных организаций.
2. Непременным условием эффективной борьбы с международным терроризмом является активное международное сотрудничество по линии спецслужб. Представляется, что наработанный опыт функционирования Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств может и должен получить право на жизнь, дальнейшее развитие и совершенствование в рамках международного сообщества. По-моему, необходимо создание под эгидой ООН единой координирующей структуры из числа спецслужб стран-участниц Организации Объединенных Наций, которая позволит оптимально использовать информационный потенциал каждой спецслужбы в подготовке и проведении конкретных контртеррористических операций.
3. Объединение усилий международного сообщества в совершенствовании международно-правовой базы борьбы с терроризмом. Полагаю, что необходимо немедленно приступить к реализации практических мер по унификации национальных правовых актов и актов международного законодательства по борьбе с терроризмом.
Важная роль в этой работе принадлежит национальным парламентам и межпарламентским органам, в том числе, и в обеспечении согласованных действий международного сообщества по полному и безусловному исполнению резолюций Совета Безопасности ООН 1368 и 1373 по борьбе с терроризмом, принятых в сентябре этого года.
Кроме того, всецело поддерживаю идею и практические меры, принятые коллегами из Государственной Думы, по созданию Международного оргкомитета всемирного антикриминального, антитеррористического форума, призванного объединить усилия глав государств, правительств, законодателей, всех слоев общества в организации ежегодных встреч для обсуждения проблем международной преступности и терроризма, а также для разработки модельных законопроектов в данной сфере, выработки единой технологии борьбы с новыми видами угроз.
4. Сегодня от международного сообщества требуются эффективные меры по предупреждению действий международного терроризма в получении доступа к оружию массового поражения Наряду с деятельностью спецслужб в данной сфере, весомый вклад в решении этой, одной из важнейших, задач призваны внести и национальные системы экспортного контроля.
Их роль в нынешних условиях существенно возрастает в следующих вопросах организации лицензионной системы, разработки списков (перечней) товаров и двойных технологий, организации четкого функционирования системы государственных органов, отвечающих за вопросы, связанные с экспортным контролем, разработки механизма межведомственного согласования, разработки и совершенствования механизма уголовной и гражданской ответственности за нарушения порядка экспорта контролируемых товаров и технологий, организации системы таможенного ко��троля, организации системы подготовки и переподготовки персонала, участия в международных режимах экспортного контроля.
Считаю, что в реализации режима Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, других актов международного законодательства нельзя оставаться безучастным к опасному развитию следующих событий:
- по проявлению со стороны группы стран риска и их спецслужб повышенного интереса к чувствительным технологиям, обмене между собой добытой информацией,
- по так называемым неосязаемым передачам чувствительных технологий, происходящих в процессе научных обменов, обучения специалистов, докладов на научных конференциях, обмена информацией по каналам компьютерной связи и т.д.,
- в связи с частным распространением чувствительных технологий лицами, обладающими определенным потенциалом специальных знаний, сознательно готовых к передаче этих знаний за денежное вознаграждение третьим лицам, среди которых часто оказываются представители спецслужб стран риска.
Поэтому, вопросы усиления экспортного контроля в жизненно важной области, где стратегические цели стран совпадают в наибольшей степени, приобретают особую значимость и звучание, поскольку речь идет о противодействии распространению оружия массового поражения, которое представляет серьезную угрозу для всего человечества.