Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

№86

МАЛЫЙ БИЗНЕС – НАДЕЖНАЯ ОПОРА ЮЖНОГО УРАЛА

Председатель Законодательного Собрания Челябинской области
Владимир Мякуш
Член Совета «Уральской федерации содействия бизнесу»
Александр Дейнеко

ОБ АВТОРЕ:
Дейнеко Александр Кононович родился в Челябинске, служил в эскадрильи лётчиков)истребителей, учился в Бугурусланском лётном училище им. П.Ф. Еромасова и на факультете юриспруденции Международной Московской Академии Предпринимательства. В настоящее время – студент ф-та Государственного и муниципального управления Челябинской академии государственной службы при Призиденте РФ, член Совета «Уральской федерации содействия бизнесу».


Традиционно Челябинская область позиционировалась как территория крупной промышленности, регион металлургов и машиностроителей. С развитием рыночных отношений в этой привычной картине стали появляться новые краски. Сегодня власти Челябинской области считают одним из ключевых направлений промышленной политики – развитие всех форм малого предпринимательства. В области, за последние семь лет, отлажена система государственной поддержки малого бизнеса, сложилось плодотворное взаимодействие малого предпринимательства и власти. Направленность и динамика этого процесса – результат компромисса, ежедневной работы и взвешенных шагов обеих сторон. Трудно представить, – но прежде, особенно в девяностые годы «дикого русского капитализма», представители среднего и малого бизнеса Южного Урала с трудом могли обнаружить во всех ветвях власти понимание своих проблем, уважение и стремление к диалогу, а не только рефлекс бюрократического администрирования и закручивания гаек налогового пресса.

Преимущества малого бизнеса очевидны: постоянное нахождение в конкурентной среде, минимальные издержки (в том числе отсутствие громоздкого аппарата на пути согласований всех решений, который имеется во всех крупных компаниях и монопольных структурах), мгновенная обратная связь в цепи «руководитель-исполнитель», инновационная восприимчивость, оперативная гибкость к рыночным изменениям, высокая ликвидность бизнеса и многие другие плюсы. Думаю, сложно переоценить экономические, социальные и другие функции малого предпринимательства, имеющего значительный потенциал экономического роста. Предпринимательство играет заметную роль в удовлетворении потребностей населения в товарах, работах и услугах, занятости, более эффективном использовании исследовательских и научно-производственных разработок. Малый бизнес стал своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике и уровня развития общества. Ведь если в экономике страны малое предпринимтельство – это закваска и питательная среда для рождения новых бизнес<идей, малых предприятий и предпринимателей, то в политической сфере малое и среднее предпринимательство наиболее четко генерирует потребность в стабильном развитии всего общества и экономики в том числе, так как от этого напрямую зависит его будущее. Представители ��алого бизнеса, частные предприниматели – это ядро среднего класса, несущая опора гражданского общества. >

В последние годы в России развитию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Высшее руководство страны сменило вектор политики. От разговоров и благих пожеланий власть перешла к системе выверенных действий, начиная с законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса. В январе 2008 года вступит в действие закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он упорядочит сложившуюся практику и, несомненно, даст новый импульс к развитию этой существенной части экономики страны.

Ежегодный Приз журнала «Политика» в номинации «Бизнесмен года» вручён в этом декабре челябинцу Александру Дейнеко, известному своей общественной и благотворительной деятельностью далеко за пределами региона.



Мал да удал

Это как раз тот случай, когда можно сказать «мал да удал». Но сегодня малый бизнес в России и в Челябинской области не так уж и мал, конечно, с учетом почти полного отсутствия этой сферы экономики страны в начале рыночных реформ. В Челябинской области ежегодно растёт оборот малых предприятий: к концу 2007 года он составит более 280 млрд. рублей, или четвёртую часть от общего оборота всех отраслей хозяйства региона. Доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте Челябинской области выросла с 11,0% в 2000 году до 24,2% в 2007 году. За это время объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области этой сферы экономики вырос в 4 раза и составляет 13,7%. Если в 2000 году в секторах малого предпринимательства Южного Урала был занят каждый пятый работающий, то в 2007 году – уже каждый третий.

Сегодня малыми предприятиями и предпринимателями области, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны общероссийских торговых сетей, осуществляется 70 процентов розничного торгового оборота Челябинской области. Малый бизнес стал серьезным игроком на рынке пассажирских перевозок, на рынке недвижимости, в сфере туризма и отдыха, в малоэтажном строительстве. В то же время базовым сегментом малого предпринимательства остается реальное производство.

Положительная динамика развития малого предпринимательства на территории области во многом обусловлена осуществляемой в последние годы целенаправленной государственной политикой. В Челябинской области реализуется уже четвертая областная целевая Программа государственной поддержки развития малого предпринимательства. За время реализации предыдущих программ создана саморегулируемая инфраструктура поддержки малого бизнеса на областном и муниципальных уровнях.

Весомых результатов удалось достичь и благодаря увеличению объемов финансирования региональных и местных программ господдержки малого бизнеса. Если в 2001 году на эти цели выделялось не более 2 млн. рублей, то в 2007 году было выделено 55 млн. рублей! Также в текущем году Челябинская область привлекла дополнительно 35,8 млн. рублей из средств Федерального бюджета на поддержку начинающих предпринимателей, женского и семейного бизнеса, предпринимательства на селе и другие направления. Самыми востребованными формами финансовой поддержки у предпринимателей являются: компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам банков и лизинговых платежей, областные и муниципальные гарантии (софинансирование программ развития малого предпринимательства), оплата за участие в выставочных мероприятиях.

Подчеркну, что Челябинская область остаётся единственным регионом, где оказывается господдержка женскому и семейному бизнесу. Это выделение грантов на реализацию инвестиционных проектов, содействие продвижению продукции на рынки, информационно-консультационные услуги.

Финансовая поддержка оказывается не только предпринимателям, но и общественным объединениям. Не первый год проводится конкурс среди некоммерческих организаций с целью оказания информационно-консультационной поддержки предпринимателям и предоставления услуг по микрокредитованию на местах. 9 тысяч предпринимателей воспользовались этими услугами в текущем году за счёт грантов, выделенных 20 некоммерческим организациям.

Новый закон - новые возможности

1 января 2008 года вступят в силу Федеральный Закон о развитии малого и среднего предпринимательства и, разработанный в соответствии с ним, ��бластной Закон, – само название которых предусматривает качественный переход от поддержки малого предпринимательства к его развитию. Новое законодательство призвано ответить на многие, волнующие предпринимателей, вопросы.

Новый Федеральный Закон установил формы государственной поддержки, расширил категории бизнеса, которому она может оказываться, и установил параметры, по которым хозяйствующие субъекты будут относиться к среднему, малому, или микробизнесу. Этот подход дополнительно позволит формировать специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов в зависимости от проблем, с которыми они сталкиваются, а для «микропредприятий» – создать максимально упрощённые административные процедуры, связанные с регулированием предпринимательской деятельности.

Достижением нового Федерального Закона мы считаем то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные формы поддержки малого бизнеса за счёт средств своих бюджетов. Реализация поставленных в законе задач позволит не только расширить круг участников программ господдержки малого бизнеса, но и привлечь дополнительные средства из Федерального бюджета на финансовую поддержку предпринимателей и дальнейшее развитие инфраструктуры малого бизнеса.

Единственное, что вызывает сомнение – это то, что все финансовые критерии по различным видам деятельности должны теперь дополнительно устанавливаться Правительством РФ с периодичностью один раз в пять лет. Надеемся, что в 2008 год мы войдем с объективно установленными показателями выручки от реализации товаров и балансовой стоимости активов. В противном случае сложно будет реализовать областную Программу, ведь многие формы поддержки в ней носят долгосрочный характер. До конца года Законодательное Собрание Челябинской области должно внести изменения в Областной Закон и Программу поддержки малого бизнеса с учетом вступления в действие нового Федерального Закона, разработать новые направления и формы господдержки предпринимателей, определить чёткие правила их предоставления. В региональном законодательстве будут предусмотрены разные формы государственной поддержки в зависимости от категории хозяйствующих субъектов.

Так, например, в области давно и успешно применяется такая финансовая поддержка, как компенсация (субсидирование) субъектам малого и среднего предпринимательства части процентной ставки по кредитам банков, потребительских кооперативов и лизинговым платежам. Компенсируется 50% произведённых затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым только на приобретение основных средств, и не более 1/3 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.

Говоря о новом Федеральном Законе по государственной поддержке малого предпринимательства, представляется принципиально важным увеличить размер оказываемой поддержки до 2/3 ставки рефинансирования, а главное – расширить перечень целей, на которые используется кредит, в том числе на пополнение оборотных средств. Во<вторых, предлагается предоставлять микробизнесу субсидии на погашение расходов на создание предприятий, разработку и реализацию бизнес-проектов, а также на подключение к электросетям. В><третьих, будет увеличен размер субсидий, направляемых в муниципальные образования для софинансирования программ развития предпринимательства. Также создадим возможность предпринимателям воспользоваться финансовой под>< держкой без поездок в областной центр.

В 2008 году начнёт свою работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Челябинской области. Поручительства и гарантии по кредитам Фонда обеспечат возможность предпринимателям, малым и микропредприятиям привлекать финансовые ресурсы, а бизнес<инкубаторам – оказывать адресную помощь фирмам-малышам. >

Следующая форма государственной поддержки – имущественная. В связи с требованиями федерального законодательства о необходимости реализации муниципального имущества, не используемого для нужд местного самоуправления, муниципалитеты стали активно продавать на аукционах недвижимость. В результате этого добросовестные арендаторы, предприниматели не могут состязаться с крупным бизнесом и оказываются без помещений, в которые они годами вкладывали деньги. Поэтому одним из направлений имущественной поддержки малого и среднего бизнеса должно стать формирование на региональном и муниципальном уровнях целевых перечней имущества, предназначенного для передачи в пользование предпринимателям и не подлежащего приватизации.

Сейчас в Законодательном Собрании Челябинской области над проектом закона о порядке предоставления в аренду земель работает расширенная рабочая группа, которая рассмотрит возможность установления льготы при расчёте арендной платы за землю отдельным категориям субъектов малого и среднего бизнеса и организациям инфраструктуры поддержки. Кроме того, готовятся поправки в Областной Закон о порядке управления государственной собственностью, который даст возможность предоставлять субъектам малого предпринимательства государственное имущество в безвозмездное пользование по целевому назначению.

Расширятся формы информационной поддержки предпринимателей области. В настоящее время информационная поддержка оказывается через издание методических пособий по вопросам ведения бизнеса, дайджеста «Мир делового человека», специализированных каталогов, сайта «Малый бизнес в Челябинской области», «Парламентской газеты». Активно работает сайт Законодательного Собрания Челябинской области, на котором размещаются ответы на вопросы граждан о различных сферах малого предпринимательства, регулируемых областным законодательством. Будем расширять направления консультационной поддержки: на стадии профориентации в школе, на стадии подготовки к бизнесу студентов и на стадии переподготовки и повышения квалификации уже действующих предпринимателей.

Многие направления поддержки, предусмотренные Федеральным Законом, мы у себя в области давно и успешно реализуем. Главное, что эта поддержка теперь является не жестом доброй воли федеральных, областных или муниципальных чиновников, а прямой обязанностью властей. И то, как будет реализовываться новый Закон на местах – зависит от исполнительной власти и депутатов всех уровней, нашего добросовестного труда, а также от инициативы и созидательной энергии всего бизнес-сообщества.

Председатель Законодательного собрания Челябинской области В.В. МЯКУШ:

– Часто от предпринимателей в адрес власти звучало: «Не надо помогать, только не мешайте». Сегодня этот скептицизм уходит в прошлое. Малый бизнес видит в лице Государства ответственного регулятора, малое предпринимательство и власть говорят на одном языке о дальнейших путях развития России. Иначе и не может быть. Ведь они – две стороны одной медали, партнёры, работающие на один результат: подъем экономики, развитие бизнес-среды, улучшение социально-экономических условий жизни населения региона. Мы можем делать разделение на большую экономику и малую, но реально – экономика едина. И все мы – власть и предприниматели делаем одно общее дело.



Требуется диалог

С целью эффективного взаимодействия бизнеса с органами власти при решении проблем, стоящих перед предпринимательством на местах, во всех муниципальных образованиях действуют общественные координационные советы, работают информационно-консультационные центры.

Хорошей традицией стало проведение ежегодных съездов предпринимателей Челябинской области. В ноябре 2007 года состоялся IX съезд. В области придаётся большое значение мероприятиям, которые проводятся в рамках съездов, где предприниматели предлагают те формы государственной поддержки, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными и востребованными.

Областное законодательство формируется также при непосредственном участии объединений предпринимателей, которые позволяют предпринимателям стать активнее и полнее донести до законодательной и исполнительной власти свои проблемы и предложения. В Челябинской области действуют несколько влиятельных объединений представителей малого бизнеса. Одно из самых заметных – некоммерческое партнёрство «Уральская федерация содействия бизнесу». Цель деятельности Федерации – содействие в создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории Челябинской области, защита интересов малого и среднего предпринимательства, представление интересов предпринимателей во взаимоотношениях с органами власти, содействие консолидации предпринимателей. В настоящее время партнёрство объединяет в своих рядах союзы и объединения предпринимателей, а также представителей бизнеса из 8 муниципальных образований нашего региона. Членами организации могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Часто предприниматели и их объединения выбирают Федерацию в качестве представителя своих интересов, для диалога и взаимодействия с властями, депутатским корпусом. Более четырёх лет Федерация успешно ведёт конструктивный диалог с властными структурами всех уровней. Представители организации принимают участие в работе Общественного координационного совета по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства Челябинской области, в деятельности муниципальных координационных советов по малому предпринимательству, в рабочих совещаниях Общественного совета при Комитете по экономической политике Законодательного Собрания Челябинской области.

По вопросам развития предпринимательства и защите законных прав предпринимателей Федерация активно взаимодействует со службой Главного федерального инспектора в Челябинской области Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Власть не может при всем своем желании персонально работать с каждым предпринимателем. Их сотни тысяч. Более плодотворные, конструктивные отношения сторон возможны только при наличии механизма взаимодействия власти и предпринимателей. В мировой практике выработана такая система: интересы предпринимателей представляют саморегулируемые организации.

Чтобы власти и малый бизнес сидели за одним столом, разговаривали по существу – требуется совершенствовать этот механизм согласования и представительства интересов. Федеральный Закон предполагает, что площадки для диалога с полномочными организациями, представляющими интересы малого предпринимательства, должны быть в каждом государственном органе, имеющем отношение к проблемам развития малого предпринимательства. В каждом регионе страны должны быть созданы совещательные и координационные органы власти, куда бы входили представители малого предпринимательства.

Среди предпринимателей есть много тех, кто болеет за то, чтобы средний класс занял достойное место в обществе, государстве. Перед ними стоит серьёзная задача: продолжить консолидацию организаций предпринимателей, поднять их общение с властью по проблемам социально-экономического развития региона на государственный уровень. В Федерации на многих встречах прошли обсуждения этих вопросов. Общий вывод: возможности для движения вперёд в этом направлении есть, их открывает новый Федеральный Закон. Чтобы повысить эффективность, отдачу от малого бизнеса – нужно, чтобы его отношения с властями были более структурированы, базировались на законодательно закреплённом механизме. Эта работа и ведётся «Уральской федерацией содействия бизнесу», но её предстоит поднять на более высокий уровень.

В представительных и исполнительных органах власти должен быть слышен голос предпринимателей. Пока не будет аккумулирован малый и средний бизнес в такие структуры, которые представляют его интересы, с ним не будут разговаривать. Если саморегулируемые организации не доверят своему представителю вести диалог от всего местного сообщества малого предпринимательства, – результата тоже не будет. У нас есть своё видение законодательства, которое регулирует деятельность малого предпринимательства, есть предложения по его совершенствованию.

Опыт показывает, что хорошие перспективы плодотворного сотрудничества малого предпринимательства и власти открывает привлечение к обсуждению и разработке регионального законодательства и проектов поддержки малого предпринимательства таких общественных организаций малого бизнеса, как «Уральская федерация содействия бизнесу». Малый бизнес обращается к нам со своими проблемами и вопросами к власти. Мы разбираемся в этих проблемах, живем ими, нам доверяют, поэтому мы готовы продолжить совместную работу над совершенствованием механизмов партнёрства предпринимательства и власти для повышения роли малого предпринимательства в экономике и социальной сфере региона. Задача «Уральской Федерации содействия бизнесу» всё это аккумулировать и оформлять для диалога с властью.

Мы – связующее звено. Федерация имеет постоянные контакты с органами исполнительной власти области и местных территорий. Но предприниматели должны более активно участвовать в выборах местных представительных органов власти, иметь своих представителей и на равных участвовать в формировании экономической и социальной политики регионов России.