Борьба с терроризмом. Какой, на Ваш взгляд, она должна быть? Владимир КУЛАКОВ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 17:16
Владимир КУЛАКОВ
Заместитель председателя
Комитета СФ РФ по
вопросам безопасности и
обороны генерал-полковник,
доктор военных наук
Универсального рецепта борьбы с терроризмом нет. Часто ответные удары возмездия наносятся, как говорится, «по хвостам», так как фактор внезапности всегда на стороне террористов На этом этапе борьба с терроризмом не всегда эффективна. Она не касается его глубинных корней, не ликвидирует причин и условий разрастания этого зла. Нынешняя контртеррористическая операция коалиции стран во главе с США - наглядное тому подтверждение. Поэтому, если мир ограничится только силовой ответной борьбой, то обречет себя вести ее вечно, с переменным успехом. Ключ же к окончательной победе видится в более широком понятии - комплексном противодействии с политической, экономической и социальной составляющими. Включающем законодательные, организационные, административные, правоохранительные, информационные, идеологические, воспитательные меры. Все они в комплексе призваны искоренить объективные условия существования терроризма, деятельности его организаций, лишить источников средств, пополнения сил, возможностей для активных, тем более широкомасштабных преступных действий. Естественно, в сочетании с собственно борьбой - эффективными силовыми, в том числе и военными методами. Но принципиально важно, что борьба должна быть подчинена общей стратегии противодействия, а не наоборот.
Сегодня в мире, несмотря на растущую мощь военно-политических союзов, нет более универсального механизма многостороннего сотрудничества, чем ООН Повышение ее роли, эффективности влияния на международные процессы - самый продуктивный путь консолидации цивилизованного мира для противодействия террору.
Инструментами формирования единства взглядов, поиска истины могли бы стать объединение научных сил государств в аналитических центрах под эгидой международных организаций, одной из форм такого поиска - межпарламентские контакты, возможно, проведение международной конференции профильных комитетов парламентов по проблемам законодательного противодействия терроризму.
Накануне визита в США состоялась встреча Президента России с руководством нашей парламентской группы «федерация», посвященная приоритетам законодательной деятельности Совета Федерации на 2002 год Мне было поручено доложить главе государства о насущных задачах законодательного обеспечения безопасности и обороны Владимир Владимирович Путин одобрил наши подходы, подчеркнул, что эта работа Верхней палаты Парламента очень важна, рекомендовал проводить ее в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел Президент поддержал ряд внешнеполитических инициатив нашей парламентской группы В том числе, создание совместной рабочей группы сената США и Совета Федерации.
Активизация обмена законодательным опытом могла бы повлиять на приведение национальных законодательств к общности принципиальных подходов по широкому кругу проблем безопасности, начиная с законодательного определения наиболее опасных видов преступности, связанных с терроризмом, и заканчивая законодательной регламентацией методов их пресечения, искоренения условий возникновения Крайне важны единые законодательные подходы к применению силовых методов борьбы с терроризмом, включая военные Чтобы они были бесспорны с точки зрения не только национальных законодательств, но и международного права, эффективно защищали права человека, а также исключали возможность спекуляций вокруг гуманитарных проблем, нужна их четкая международно-правовая регламентация.
В целом, если смотреть на проблему масштабно, то нельзя не увидеть, что сегодня необходим иной подход к вопросам международной безопасности, учитывающий интересы всех стран, а не только избранных. В качестве реальных шагов по этому пути предложил бы разработку всеобщей хартии или конвенции о принципах международной политики, если хотите, ненасильственного мира, как основы цивилизованного миропорядка. А также всеобщей конвенции о международной безопасности - проекта ее новой структуры С ясными принципами, правилами «игры» и мерами контроля за их соблюдением. Они видятся, как международно-правовая основа противодействия террору комплексом дипломатических, политических, экономических мер. И определения исходных условий для применения мер силовых,военных.
На международно-правовом уровне необходимо зафиксировать при каких условиях, страна может быть официально признана пособником, спонсором или источником терроризма? Крайне важно, чтобы признание страны источником или пособником терроризма и применение против нее антитеррористических мер, особенно военных, было легитимным, освященным международно-правовыми процедурами, решениями ООН, ее Совета безопасности. Необходим и международный суд ООН по терроризму.
Официальное закрепление этих норм поможет предотвращать поддержку терроризма на государственном уровне, его использование в целях государственной политики. Это и будет справедливым, демократическим международно-правовым воплощением взятой США на вооружение формулы:
кто не с нами, тот против нас. Особо подчеркну с нами - это не в хвосте у Америки, а с объединенными нациями, со всем цивилизованным миром, равным среди равных.