Борьба с терроризмом. Какой, на Ваш взгляд, она должна быть? Михаил КРОТОВ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 17:07
Михаил КРОТОВ
Генеральный секретарь
Совета Межпарламентской
Ассамблеи СНГ, профессор
Санкт-Петербургского
государственного
университета
Межпарламентская Ассамблея СНГ занялась правовым обеспечением борьбы с терроризмом с первых дней своего существования. В январе 1993 года существовала реальная опасность прорыва международных террористов из Афганистана в Таджикистан. В ответ Совет глав государств СНГ принял решение о посылке в эту «горячую точку» международного воинского контингента, в который вошли батальоны из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также российская 201 дивизия.
Правовая коллизия, однако, заключалась в том, что в соответствии со своими законами ни Казахстан, ни Кыргызстан не могли использовать свои войска на чужих территориях. Тогда в Таджикистан была направлена комиссия МПА СНГ по обороне и безопасности, ее возглавлял Сергей Степашин. В результате депутатского мониторинга и развернувшейся затем в рамках МПА дискуссии, казахские и киргизские депутаты пришли к выводу о необходимости корректировки своих законодательств, вследствие чего их батальоны пополнили международный воинский контингент.
Все это было только началом, ведь в течение всего постсоветского периода разного рода террористические акты то и дело происходили в ряде стран СНГ. Вскоре с террором международного масштаба столкнулась и Россия, начавшая наводить конституционный порядок в Чечне. И несмотря на многочисленные доказательства зверств боевиков и иностранных наемников, некоторые международные организации все-таки позволили ввести себя в заблуждение относительно истинных причин боевых действий на Северном Кавказе. В этой связи депутатские группы МПА неоднократно выезжали в районы конфликта, в зоне боевых действий осуществляли мониторинг ситуации и во многом благодаря их усилиям в 1999-2000 годах удалось позитивно повлиять на позиции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а позднее - и ПА ОБСЕ, и Европарламента в отношении антитеррористической операции федеральных сил в Чечне.
Но, к сожалению, борьба с международным терроризмом не только не заканчивается, а наоборот, приобретает в свете последних событий в США общепланетарную актуальность. В этом смысле наша Ассамблея в своих документах всегда поддерживала и поддерживает позицию России и других стран СНГ в борьбе с интернациональной преступностью и экстремизмом. Депутаты Содружества понимают, что только сообща, только консолидируя усилия мировой цивилизации можно противостоять главной угрозе XXI века.
За все время существования МПА СНГ было принято 17 законодательных актов, множество резолюций и обращений, направленных на борьбу с международным терроризмом. Исходя из того, что и Россия, и некоторые страны Содружества столкнулись с ним несколько раньше других государств, и исполнительные структуры СНГ, и наша парламентская организация занимались, прежде всего, профилактикой террористических акций, стремились к наиболее адекватному реагированию на самые разные варианты агрессии Так, модельный закон МПА СНГ «О борьбе с терроризмом» лег в основу соответствующего межправительственного соглашения и создания антитеррористического центра СНГ. Президенты шести государств Содружества подписали Договор о коллективной безопасности. В соответствии с ним в Бишкеке уже развернут региональный штаб сил быстрого реагирования СНГ, а парламентарии Содружества разработали Программу правового обеспечения Договора о коллективной безопасности.
Этой осенью в Кыргызстане работала в выездном режиме. Постоянная комиссия МПА по политическим вопросам и международному сотрудничеству. Депутаты изучали деятельность антитеррористического центра, идентифицировали правовые проблемы, которые могут возникнуть при возможном обострении ситуации в Средней Азии. И анализ, и прогноз депутатской комиссии, ее реальные законодательные наработки нельзя переоценить именно непосредственные впечатления наших депутатов, регулярно выезжающих во все конфликтные районы СНГ, приводят к наиболее адекватным решениям и резолюциям. Не требует комментариев, очевидно, важность этой работы и в зоне международной операции «Несокрушимая свобода».
Беспрецедентные атаки на Нью-Йорк, случившиеся в сентябре 2001 года, другие проявления организованного мирового бандитизма лишь подтвердили правоту и актуальность всех без исключения решений и обращений, принятых Межпарламентской Ассамблеей за истекшие 9 лет. С новой силой наша озабоченность прозвучала в апреле этого года на масштабной международной научно-практической конференции «Международный т��рроризм-истоки и противодействие». Участие в ней приняли руководители парламентов стран СНГ, силовых и правоохранительных структур, ученые и юристы. Детальнейшему анализу была подвергнута современная геополитическая обстановка, изучены и определены истоки возникновения международного терроризма, намечены пути решения актуальных проблем правового регулирования силовых и иных действий в схватке с террором.
Нет сомнения, что выводы упомянутой конференции представляют чрезвычайно большой интерес для всего мирового сообщества. В документах конференции еще раз говорится о необходимости проведения специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по вопросам терроризма, о необходимости разработки всеобъемлющей международной конвенции по борьбе с этим злом. На важность принятия этой конвенции особое внимание обратил недавно в ходе российско-американского саммита президент России В.В.Путин Все мы теперь надеемся, что ООН прислушается к нашим призывам и оперативно выработает необходимые правовые меры.
Мы убеждены также в необходимости срочной ликвидации серьезных правовых пробелов в этой сфере. До сих пор нет четких дефиниций терроризма и сопутствующих ему явлений, не созданы механизмы санкций в отношении государств, прямо или косвенно поддерживающих террористов. Зачастую исповедуется опасный принцип применения двойных стандартов по отношению к «хорошим» или «плохим» террористам Мы абсолютно убеждены в том, что сущность бандита, в какие бы национально-освободительные, религиозные, антиглобалистские или уголовные одежды он ни рядился, остается одинаковой. И в этом смысле мы должны четко определиться в том, что борьба с терроризмом, это не только дело спецслужб отдельных стран, но задача каждого гражданина в любой точке планеты, право и обязанность цивилизованного человека - осознать опасность силы, не признающей ни основ права, ни законов морали. Депутаты МПА считают, что перед наглыми вызовами международных убийц должны объединиться и парламентские, и исполнительные структуры власти, все разумные политические движения и партии, все социальные слои общества.
Более того, после трагических сентябрьских событий в Нью-Йорке, пора, наконец, и нам решительно осудить непрекращающиеся попытки дискредитации правоохранительных органов России, оберегающих всех нас от смертельной опасности В американской печати, кстати, после известных событий что-то не наблюдается даже признаков травли спецслужб, не говоря уже об упреках в отношении работы полиции и пожарных, скорее наоборот. У нас же сами защитники мирной жизни, получающие несоизмеримо меньшую зарплату, то и дело нуждаются в защите от разного рода разоблачителей и клеветников.
В заключение замечу, что решительное и жесткое противодействие интернациональной преступности, лишенное двойных стандартов и технологий черного пиара, способно дать гуманистическую перспективу мировому сообществу. Мы очень надеемся, что одним из важнейших шагов в этом направлении могла бы стать вторая международная антитеррористическая конференция, которая пройдет в Таврическом дворце 27 и 28 марта будущего года. Уже сегодня стало известно, что в ней предполагают принять участие представители крупнейших международных организаций мира - Совета Европы, ОВСЕ, Европарламента, ООН и других Именно в ходе этой встречи и можно было бы обсудить основные параметры всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом Парламентарии Содружества к этому