Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

№55

Честность – лучшая политика

Евгений САВЧЕНКО,
Губернатор Белгородской области


Обычно, когда речь заходит о Белгородчине, в первую очередь вспоминают о её природных богатствах. Действительно, по территории область сопоставима с Кувейтом, так же щедро одарена природой. Недаром ее называют краем хлеба и руды. Область располагает сорока процентами запасов железорудного сырья страны, добывает треть российской руды, производит лучшие марки стали. Мощным потенциалом располагает агропромышленный комплекс, базирующийся на другом уникальном ресурсе края – черноземе. Регион производит значительную долю российского сахара, масла животного и растительного, зерна, хорошо смотрится по продуктивности животноводства, душевому объему реализации мяса и молока.
И все же, главное богатство края – его человеческий потенциал, мои земляки, трудолюбивые, мастеровитые, наделенные чувством лидерства. Даже, скажем мягко, далеко не самый удачный ход нынешних реформ не поколебал их оптимизм, желание творить добро. А потому высоко ценю здоровый морально - психологический климат, сохраняющийся на Белгородчине. Среди ее жителей растет число людей, отмечающих позитивные перемены в своей жизни, тех, кто полагается на свои силы, с уверенностью смотрит в завтрашний день.
Убежден, во многом благодаря именно этому фактору нам удалось наполнить социально-экономические процессы новым качественным содержанием. Шестой год динамично развивается промышленность. Уже несколько лет как прибыльным стало сельское хозяйство. Область постоянно входит в первую десятку регионов по инвестиционной привлекательности. По масштабам жилищного строительства, около двух третей которого - индивидуальное, Белгородчина прочно занимает лидирующие позиции в стране. Традиционно высокими темпами ведется сооружение объектов социально-культурного назначения. Область полностью газифицирована, в ней последовательно осуществляется масштабная программа дорожного строительства и комплексного благоустройства населенных пунктов.
Вот и минувший год в основном оправдал наши ожидания, подтвердил прогнозы. Мы сохранили ведущие позиции в стране по многим социально-экономическим показателям. А главное, не отступили от курса на рост благосостояния населения. В первую очередь в оплате труда, сфере образования, здравоохранения, культуры, в обеспечении безопасности личности.
Как и намечалось, средняя зарплата в реальном секторе экономики доведена до 3,5 тысяч рублей в месяц. Почти в два раза возросла заработная плата работников бюджетной сферы и составила 2,2 тыс. рублей. Регулярно выплачиваются растущие пенсии, социальные пособия. Более весомой стала поддержка семьи, забота о ветеранах, сохраняются льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, проезда на транспорте. Возросла покупательная способность населения, а с ней - торговый оборот, объем реализации бытовых услуг.
На Белгородчине осуществляется 16 целевых программ, направленных на укрепление здоровья населения. Улучшилась экологическая обстановка. И так небольшая безработица сократилась почти вдвое. Особенно радует начавшийся рост продолжительности жизни людей.
Но не хлебом единым живут белгородцы. Область сохраняет высокие темпы строительства учебных заведений. Гордость ушедшего года – введенный методом народной стройки, в том числе и на пожертвования населения, главный корпус Белгородского государственного университета.
И еще одна прим��та времени: 70 процентов средних школ оснащено компьютерным оборудованием. В регионе создается единая информационная сеть, прочно входит в нашу жизнь система Интернет – образования.
Более востребованной, а главное, содержательной, становится культурная жизнь. В прошедшем году на спектаклях и концертах побывала почти половина белгородцев. На четверть возросло число читателей библиотек. Более посещаемыми стали кинотеатры, музеи. Это свидетельствует о возросших материальных возможностях жителей, а также их стремлении приобщиться к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры.
В реконструированном драмтеатре прошел четвертый всероссийский фестиваль «Актеры России М.Щепкину». В г.Хотмыжске состоялся третий Международный фестиваль славянской культуры. Область стала родиной единственного в стране фестиваля телепрограмм о селе. Приятно, что первый в провинции финал фестиваля «Площадь звезд», прошел в городе Первого салюта.
В целом ситуация в области, не так быстро, как хотелось, но все же меняется к лучшему. Значит, нам удалось уловить господствующие тенденции, во время подставить паруса под попутный ветер. Иными словами, найти и дать адекватные ответы на вызовы жизни. Так, еще несколько лет назад мы объявили о переходе от борьбы за выживание к стратегии развития. Пришло время энергичного продвижения вперед на всех направлениях, в том числе и значительного повышения уровня жизни населения.
Признаюсь, сдерживают нас на этом пути не только экономические проблемы, имя которым – легион. В той или иной степени они характерны для всей страны. Я о другом: дает о себе знать человеческий фактор. К примеру, не все руководители перестроились, изменили кризисную психологию выживания, спасения, на нормальную, позитивную.
Приходиться разъяснять, что пора расстаться с поведением временщиков, живущих одним днем. Убеждаем, что хватит свои просчеты и элементарную бездеятельность списывать на гримасы рынка.
И, конечно, постоянно внушаем, что надо заботу о человеке поставить во главу угла деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатского корпуса, хозяйственных руководителей. Что давно стало аксиомой: самые эффективные вложения - в человека. Чем дольше кто-то намерен игнорировать эту истину, тем больше он и все мы теряем. К тому же это бесчеловечно, а значит, преступно.
Поворот к человеку должен идти одновременно - сверху, от федеральных властей, и снизу - от регионов, каждого населенного пункта, трудового коллектива. И начинаться со смены приоритетов. Всем памятно, как на заре реформ строилась иерархия приоритетов: на первом месте шли институциональные реформы и макроэкономическая стабилизация. Несколько лет назад заговорили об эффективности производства и экономическом росте.
Убежден, пирамиду ценностей надо перевернуть. Рыночная экономика - это потребительская экономика. Нам нужен социальный рынок. А потому у себя в области мы отдаем приоритет благосостоянию людей. Все остальное подчиняем этой цели, в том числе и рост производства. И уже видим, социальная политика, как локомотив, тащит за собой все остальное - бюджет, кредитно – денежные отношения, инвестиции и т.д. Потому что покупательная способность населения - лучший стимулятор роста экономики и притока инвестиций.
Есть и обнадеживающие подвижки. Так, рост удельного веса оплаты труда в валовом региональном продукте выглядит по последним трем годам следующим образом: 31, 33 и 38%. Зато всего на один процент увеличилась за эти годы доля оплаты труда в себестоимости продукции, товаров и услуг – с 12,6 до 13,6 %. Понятно, это повышает конкурентоспособность продукции, но не уровень жизни населения. К тому же сохраняется высокая дифференциация заработной платы по отраслям: она достигла 4,6 раза. Как и неоправданно низкая оплата труда, ее задержки на ряде предприятий. На текущий год поставили цель: раз и навсегда покончить с этим позорным явлением. Тем более, новый Трудовой кодекс предусматривает возможности наказания нерадивых руководителей.
Есть и другие болевые точки. В «зоне бедности» оказались ведь не только пенсионеры, инвалиды и другие представители незащищенных слоев населения. Появилось понятие «новые бедные» - работающие люди, в том числе квалифицированные, которые не по своей вине не в состоянии прокормить ни себя, ни семью. Которым, оказалось, можно платить меньше прожиточного минимума. Иными словами, проблема роста реальных доходов, совершенствования организации оплаты труда, требует неотложных решений и на федеральном, и на региональном уровнях.
Мы - люди государственные, представители власти, возможно, лучше других чувствуем, что идея социальной и политической стабильности в бедном обществе обречена. Бедный человек, повседневно занятый борьбой за выживание, не может быть демократом, полноценным членом гражданского общества, к созданию которого мы искренне стремимся. Бедность унижает человека, лишает его жизненных сил, трудовой мотивации, убивает творческий потенциал. Она опасна тем, что сама себя воспроизводит, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, в итоге - к деградации.
Врезались в память слова древнего мудреца: «Они нуждаются, обладая богатством. А это самый тяжелый вид нищеты». К сожалению, это и о нашей стране. Мириться с этим никак нельзя. Полагаю, о своих намерениях в борьбе с бедностью федеральные власти должны заявить честно, открыто, во весь голос, предложить конкретную программу действий. Регионы готовы взять на себя свою долю ответственности, свою часть ноши.
Но для этого надо навести порядок по линии центр – регионы – территории. Потому что трудно согласиться с положением, когда наша область по экономическому развитию входит в первую десятку регионов с уровнем выше среднероссийского, а по обеспеченности собственными доходами на душу населения находится в последней десятке. Причина кроется в последних изменениях межбюджетных отношений центра и регионов. Вместо укрепления бюджетной системы в стране увеличилось число регионов – реципиентов, вместо самостоятельности бюджетов идет перетягивание налоговых ресурсов в федеральный центр. Регионы с низким уровнем развития улучшили своё налоговое обеспечение за счет ухудшения ситуации в регионах с высокими доходами, к числу которых относится и наша область.
Вряд ли можно признать нормальным, когда бюджетные доходы регионов зависят не столько от развития налоговой базы, сколько от изменений в методике распределения фонда финансовой поддержки и порядка налогообложения. В силу этих причин в прошлом году доходы области сократились на 1 млрд. рублей. В текущем бюджет области понесет потери налогов свыше 600 млн. рублей. В результате такого подхода мы не можем сбалансировать свой бюджет.
Межбюджетные отношения стали главным раздражителем между властями всех уровней, тормозом в социально-экономическом развитии страны, регионов. Страдает от этого не только власть, страдают люди. Нужен закон о межбюджетных отношениях, ведь они - стержень государства. Отрегулировать межбюджетные отношения - значит способствовать рациональной организации экономики, повышению самостоятельности и расширению свободы органов местного самоуправления, развитию инициативы на местах. А значит обеспечить прогресс России.
Проблема усугубляется неразграниченностью функций и компетенций разных уровней власти, без чего их нельзя подкрепить экономически, т.е. они не могут быть реализованы без расходных полномочий. Но для этого необходимо на законодательном уровне вести региональные или зональные минимальные социальные стандарты, определить источники их финансирования. Тогда появиться возможность, как и положено, формировать бюджеты снизу. Пока не ясно, кто за что в стране отвечает, нельзя сказать, сколько «стоит» центр, сколько регионы, бесполезно спорить, в какой пропорции распределять финансовые средства, делить деньг��.
Безусловно, свои резервы роста благосостояния населения есть и на местах. В частности, мы намерены добиваться увеличения доли заработной платы в себестоимости продукции, валовом региональном продукте, расширяя спрос, в первую очередь на продукцию собственного производства. Считаю также полезной разработку ориентировочной программы роста заработной платы, например, на пятилетку, пусть никого не пугает это слово. Будем делать все, чтобы исключить случаи, когда работник получает заработок ниже прожиточного минимума, а тем более, вообще не получает причитающиеся ему деньги.
Огромное поле деятельности для администрации, территориальных федеральных служб, органов местного самоуправления вижу в выведении заработной платы из тени. А также в наведении порядка с распределением прибыли предприятий между работодателями, менеджерами, с одной стороны, и наемными работниками, с другой. Здесь первое слово должно быть за центром. Время дикого первоначального накопления капитала заканчивается. Пора поставить на законную основу формирование и распределение дохода предприятий с тем, чтобы четко определить долю наемного работника и работодателя в нем, как это делается во всем цивилизованном мире. Для чего ускорить принятие закона о государственном регулировании оплаты труда. Проект, как мне известно, подготовлен, надо только ускорить его принятие Госдумой.
На качественно новую ступень мы намерены поднять социальное партнерство. Так, областное трехстороннее соглашение включает 125 взаимных обязательств по основным направлениям экономической политики, оплаты труда, гарантий занятости, социальной защищенности, охраны труда и других. В частности, соглашением предусматривается доведение средней заработной платы в сфере материального производства региона в этом году до 5 тысяч рублей в месяц.
Мне бы не хотелось ограничивать тему улучшения жизни населения только материальными факторами. Самое прямое отношение к ней имеют охрана труда, экология, занятость. Настроение, работоспособность, порой здоровье зависят от соблюдения норм деловой этики, отношения к своим обязанностям должностных лиц и т.д. И никаких особых затрат, дополнительных средств и ресурсов тут не требуется, надо просто навести элементарный порядок.
Эти соображения и продиктовали нам, например, необходимость создания единых центров обслуживания населения, работающих по принципу «одно окно». Они уже действуют во всех муниципальных образованиях. Цель понятна: любой человек должен чувствовать себя комфортно при взаимодействии с органами власти, решении своих вопросов в различных инстанциях. Механизм запущен, уже наработан определенный опыт. Следующим логичным шагом будет создание на их базе муниципальных учреждений с правами юридического лица и функциями контроля за деятельностью организаций, причастных к решению проблем граждан.
Не могу обойти молчанием тревожную демографическую ситуацию. Внешне она выглядит несколько благополучнее соседей по региону: по- прежнему мы имеем более высокую рождаемость и более низкую смертность. И все же демографическая обстановка, как и состояние здоровья населения, не оставляют никакого повода для самоуспокоенности. Складывается неприятная тенденция: рождающееся поколение не замещает предыдущее ни в количественном, ни в качественном отношении.
Чтобы поправить положение, мы двигаемся параллельно на нескольких направлениях. Приняли комплекс мер по укреплению молодой семьи, стимулированию рождаемости. Важнейший из них, конечно, помощь в приобретении жилья. Как мне представляется, не обойтись и без материальной поддержки, увеличения единовременных пособий на детей в зависимости от их числа, сверх установленного государством. Нужны и другие дополнительные социальные гарантии, льготы и выплаты многодетным семьям. Иными словами, надо повышать уверенность молодых в себе и будущем, поставить родителей с детьми в привилегированное положение.
Другое направление. Максимум внимания мы уделяем укреплению материальной базы лечебных учреждений, их кадрового потенциала, оптимизации структуры здравоохранения. В последнее время значительно больше внимания уделяем изменению отношения человека к собственному здоровью. Пытаемся задействовать организационные, экономические и воспитательные рычаги, способствующие повышению личной заинтересованности жителей области в поддержании своего здоровья, в том числе и через занятия физкультурой и спортом.
Ключевая составляющая современного понимания достойной жизни – это обеспечение гражданам, в первую очередь молодым, гарантий получения качественного образования, его доступности. Проблема многогранная, а потому назову лишь один принципиальный момент: мы полностью сохраняем количество бюджетных мест в вузах и ссузах области. Молодые люди должны получить возможность приобретения специальности вне зависимости от толщины кошелька родителей. Повышенного внимания, последовательности, в то же время, осторожности, постепенности, я бы даже сказал, деликатности, требуют от нас преобразования в жилищно-коммунальной сфере. Ведь любой наш шаг, любое решение затрагивает практически все население области. Причем, здесь мы, как это произошло при создании товариществ собственников жилья, сталкиваемся не только с финансовыми трудностями, но и с психологическим неприятием самой их идеи со стороны населения.
И не потому, что плоха идея. Наоборот, хороша. Мы рассматриваем ТСЖ не просто как структурный элемент ЖКХ, а как низовые ячейки самоорганизации населения, фундамент всей системы территориального общественного самоуправления. Но ни на какую насильственную коллективизацию в рамках ТСЖ мы не пойдем.
К сожалению, реформы последних лет, почти все построенные по схеме «выгоды завтра, а тяготы сегодня», нередко сопровождаемые обманом, выработали у людей априори негативное к ним отношение. К тому же с тарифами «наперевес» стоят не только коммунальщики, а все естественные, или, как говорят в народе, «противоестественные» монополии - федеральные и локальные.
Вот и реформу ЖКХ население отождествляет только с ростом тарифов. И не без основания. За последние годы темпы роста платежей за ЖКУ в стране, у нас в области, значительно превысили темпы роста заработной платы. А улучшения обслуживания не произошло. Поэтому новый этап мы начинаем с широкой разъяснительной работы. Надо убедить людей, хотя это нелегко, что рост тарифов и реформа ЖКХ - не одно и тоже. Что от подлинной реорганизации население только выиграет. Главным аргументом при этом может быть только реальные перемены в его обслуживании.
Определенная база для внедрения в отрасли рыночных отношений, стимулирования предпринимательской активности у нас уже есть. В частности, успешно выполняется программа энергосбережения, вводятся первые мини-котельные, утвержден самостоятельный бюджет ЖКХ, ставший более прозрачным, созданы управляющие компании. Но до желаемых результатов еще далеко. К тому же еще отсутствует федеральное законодательство в части создания кондоминиумов, товариществ собственников жилья. А ведь речь идет об имущественных отношениях, в будущем неизбежно возникнут серьезные проблемы. В силу связанных с этим рисков не спешит туда и частник с инвестициями, что затрудняет создание конкурентной среды, превращение отрасли в прибыльную. А создание рынка услуг - это реальная возможность не только улучшить их качество, но и снизить тарифы.
В общем, социальная политика, как никакая другая, требует систем ности, последовательности, тесной увязки всех ее составляющих. Поэтому, считаю, пришла пора от реализации отдельных целевых программ переходить к выработке единой Программы повышения качества жизни населения. Несколько лет назад подобная идея могла показаться утопической. Сегодня, учитывая изменившуюся экономическую ситуацию, она имеет право на жизнь. С инициативой ее разработки я недавно и выступил.
Признаюсь, вокруг нее сразу развернулась широкая дискуссия, которую я только приветствую. Уже поступают интересные, заслуживающие внимания предложения. Есть, конечно, скептики, есть критики. Это тоже хорошо: без них ни одно разумное дело не состоится. Было бы удивительным, если бы сомневающихся не оказалось. Есть и просто не разобравшиеся в существе дела. Некоторые считают, что при нашей бедности вообще преждевременно говорить о качестве жизни. Дело, в конечном счете, не в терминах. Речь идет об улучшении жизни белгородцев, как бы это не называлось. И заниматься этим никогда не рано, можно только опоздать.
Программа, по моему глубокому убеждению, должна решать такие важнейшие для каждого человека вопросы как работа и заработок, среда обитания и безопасность, сохранение здоровья и обеспечение качественного медицинского обслуживания, образования, духовного, нравственного воспитания и ряд других.
Понятно, конечного решения такие проблемы не имеют. Это вечный процесс. Никто и не сулит золотых гор уже завтра. Власть обязана быть честной перед людьми. Честность – лучшая политика. Тогда люди примут ее. Но на какой-то определенный отрезок времени мы обязаны выработать конкретный набор социально - экономических ориентиров, определить пути их достижения. А судить о результатах будем по росту числа людей, удовлетворенных жизнью.
Кому-то покажется, что мы забегаем вперед, торопим события. Но лучше быть максималистом, чем плестись в хвосте событий. Люди не могут бесконечно ждать улучшения жизни, не иметь вех хотя бы на ближайшее будущее, планировать его. Да и администрация, не ожидая завершения работы над Программой, уже в текущем году включает в нее и те 52 целевые программы по отраслям хозяйства и социальной сферы, которые действуют в области, заложив средства на них в бюджеты. К тому же анализ дает хорошие прогнозы на текущий год, перспективу. Есть понимание и желание белгородцев поработать на благо себя и области.
Известно, общество тогда действует согласовано, дружно, целенаправленно, когда оно объединено. Для достижения этого известны разные технологии управления. Одна из них - предложить значимую цель. Мы ее и предлагаем. К тому же не для будущих, а нынешнего поколения. У нас есть все, чтобы вместе двигаться к этой цели, выйти на хорошие результаты, способные обеспечить всем белгородцам достойную жизнь.