Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

Приложения: №1- 3

Укрепить властную вертикаль

Егор СТРОЕВ,
Председатель Совета Федерации РФ


Целостной системы нового российского законодательства как не было так и нет. Причины, на мой взгляд, две:
1. Отсутствие понятных и принятых обществом долгосрочных целей и задач развития страны, государственной концепции этого развития. Это лишает законодательную работу важнейших содержательных ориентиров. Поэтому мы можем только приветствовать намерение В.В. Путина разработать и принять такие долгосрочные ориентиры и подтверждаем свою готовность участвовать в этой работе.
2. Несовершенство законодательного процесса. Нужно иначе строить программу законодательных работ. Сейчас она формируется чуть ли не стихийно из тех законопроектов, которые поступают от субъектов законодательной инициативы. Их же активность значительно превышает пропускную способность Думы.
Конечно, мы не можем регулировать активность субъектов в отношении права законодательной инициативы. Но мы можем и должны совместно определять обязательные приоритеты, своего рода обязательный минимум законодательных работ. И механизм такого совместного определения очевиден. Это реанимация Объединенной Комиссии по координации законодательной деятельности, разработка этой Комиссией проекта Федерального закона о приоритетах законодательной деятельности на четырехлетний период и оперативное принятие этого акта.
Серьезно нужно подумать и над самой законодательной процедурой. Вот только одна проблема: 106 ст. Конституции оговаривает законы, подлежащие обязательному рассмотрению в СФ. Но порядок их рассмотрения общий, и к нам они попадают только после принятия Думой в трех чтениях. Вот и приходится зачастую отклонять их только потому, что в них не учтены интересы регионов. Полагаю, что до внесения в Госдуму, концепция соответствующего законопроекта могла бы рассматриваться Советом Федерации в качестве законодательного предложения (такой порядок существует, например, в Германии). Тогда позиция регионов будет присутствовать на всех этапах работы над законопроектом.
Особенно это относится к федеральному бюджету, проект которого должен вноситься Правительством одновременно в обе палаты. Полагаю, что эти вопросы нужно закрепить поправками в Законе о порядке принятия федерального бюджета, а также в Законе о порядке рассмотрения и принятия федеральных законов.
Специального обсуждения заслуживает и объединение наших усилий по совершенствованию конституционного устройства РФ. Многое можно сделать на уровне федеральных законов — принять законы о Президенте, о Федеральном Собрании, внести поправки в Закон о местном самоуправлении. Но кое-что потребует и поправок в самом тексте Конституции. Понятно и основное направление этих поправок — укрепление властной вертикали и уточнение отношений в треугольнике Президент-Правительство-Парламент.
Но процедура принятия конституционных поправок крайне сложна. Печальный опыт многих неудачных попыток Второй Государственной Думы начать эту работу доказывает, что делать это нужно согласованными усилиями всех ветвей власти.
Парламент — сложный организм, сложное переплетение партийных, региональных, личных интересов. Чтобы он укреплялся, нужно вопреки бесчисленным частным и групповым интересам противопоставить интерес универсальный: целостность страны и благополучие народа.