Экспортный контроль и перевозка товаров двойного применения
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:21
Анатолий БУЛОЧНИКОВ
Директор Центра по проблемам экспортного контроля
Российская Федерация рассматривает задачу нераспространения ОМУ и ракетных средств его доставки, как ключевую, с точки зрения своих коренных национальных интересов, сохранения международной стабильности и безопасности в целом. Россия неизменно придерживается общепризнанных принципов и норм нераспространения, активно участвует в соответствующих международных договорах и режимах.
Сегодня проблематика экспортного контроля выходит на передний план в международной политике, становясь своего рода показателем эффективности усилий государств в области нераспространения ОМУ, перспективной сферой международного взаимодействия по поддержанию мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях.
Необходимость предотвращения распространения ОМУ, ракетных средств его доставки обсуждается практически на всех крупнейших межгосударственных форумах, включая и встречи на высшем уровне. Этому вопросу придается приоритетное значение. Главное - не допустить распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и обеспечить международную стабильность.
Очевидна позитивная роль экспортного контроля в снижении риска масштабной гонки вооружений, особенно средств массового уничтожения. Сам по себе бизнес в области продажи и покупки оружия является общепринятым, вполне законным и весьма выгодным для производителей. Вместе с тем, опасность распространения ОМУ усугубляется тем, что сейчас на рынок все чаще выходит высокотехничное оружие. Это происходит в условиях, когда грань между военной и гражданской продукцией все больше стирается. Угроза растет незаметно. И главная задача экспортного контроля - не допустить дальнейшего распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Что касается России, то она, может быть, больше, чем многие другие страны мира, выступает одновременно и как объект, и как субъект контроля над продажей современных видов оружия и военных технологий.
Это объясняется тем, что, во-первых, после развала Советского Союза (а вместе с ним исчезла и монополия внешней торговли) почти все новые участники внешнеторговых процес-сов, число которых резко возросло, стали действовать, в основном, исходя из чисто коммерческих соображений. Другие интересы, в частности, связанные с экономической, политической или военной безопасностью государства, на какой-то момент выпали из поля зрения. А поскольку к тому же почти полностью исчезли и механизмы уголовного наказания за нарушение правил внешнеторговой деятельности, то за рубеж хлынул поток товаров, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании ОМУ.
Во-вторых, российский военно-промышленный комплекс, являющийся становым хребтом индустриальной самостоятельности Советского Союза, после распада СССР оказался в бедственном положении. Он лишился государственного заказа на производство вооружений и разработку новых военных технологий. Большие отряды высокок��алифицированных ученых, инженеров и рабочих оказались в результате за чертой бедности. Стремясь выжить, многие предприятия ВПК стали лихорадочно продавать все что угодно, лишь бы заработать средства для сохранения твopчecких и промышленных коллективов.
В-третьих, возникла новая форма передачи за границу новейших технологий – так называемая «неосязаемая передача технологий». Речь идет о том, что многие ученые, сотрудники научно-исследовательских центров, участники научных обменов стали передавать в виде докладов результаты научно-исследовательских работ, серьезнейшие и важнейшие сведения, получатели которых могут быстро и, главное, без особых затрат перейти к разработке новейших систем вооружений.
Все больше включаясь в мировые интеграционные процессы, Россия, как и другие страны, сталкивается с дилеммой, как сбалансировать противоречивые задачи стимулирования экспорта и его ограничения в целях международной безопасности. При этом экспортный контроль занимает особое место в этом регулировании, так как одновременно является важным инструментом внешней политики.
Время показало, что экспортный контроль не может быть действенным без законодательной базы. Поэтому в июне 1999 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон «Об экспортном контроле» (18.06.99 № 183-ФЗ), главной целью которого является создание прочной правовой основы для дальнейшего совершенствования национальной системы экспортного контроля.
Закон определяет основы организации экспортного контроля в России, полномочия федеральных органов исполнительной власти, права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля. В законе впервые в юридической практике нашей страны предусмотрен ши-рокий диапазон ответственности за нарушение требований экспортного контроля, причем эта ответственность налагается не только на физические, но и на юридические лица.
С политической точки зрения, упорядочение контроля за экспортом товаров двойного применения способствует восстановлению доверия к нашим финансовым институтам и правительству в целом. Наличие системы жесткого экспортного контроля и знание фактического положения вещей позволяет государству достойно защищать интересы российских компаний на международных рынках.
Несмотря на непростое экономическое положение, Россия прилагает серьезные усилия для налаживания эффективной системы экспортного контроля. Мы отчетливо осознаем всю степень важности внедрения внутрифирменных систем экспортного контроля на предприятиях и в институтах, что позволит, в целом, успешнее работать на внешнем рынке, не создавая угрозы национальной безопасности России.
Усилиями Президента и Правительства Российской Федерации, к настоящему времени уже созданы и действуют все составные элементы национальной системы экспортного контроля. Это должно успокоить как Запад, так и развивающиеся страны.
Одним из важнейших таких элементов системы экспортного контроля любой страны является доставка грузов (товаров двойного применения) от производителя к потребителю. В России действуют несколько транспортно-экспедиторских фирм, которые занимаются перевозками товаров двойного применения. Среди них компания «Экспресс-Сервис» занимает особое место.
Сегодня «Экспресс-Сервис» смело можно назвать одной из ведущих транспортно-экспедиторских компаний России. Имея широкую агентскую сеть более чем в 70 странах мира, «Экспресс-Сервис» способен быстро и надежно организовать перевозку грузов практически в любую точку земного шара кратчайшим маршрутом.
Транспортно-экспедиторская компания ТОО «Экспресс-Сервис» успешно работает в сфере транспортно-экспедиторских, складских, а также таможенных услуг с 1988 года.
Расположение фирмы и всей ее материально-технической базы непосредственно в международном аэропорту Шереметьево-2 создает уникальную возможность быстро и четко осуществлять все операции, связанные с обработкой экспортных, импортных и транзитных грузов, их авиационной, автомобильной, железнодорожной и морской перевозкой, охраной и сопровождением, таможенной очисткой и доставкой «до двери».
Начиная с 1995 и по настоящее время Транспортно-экспедиторская компания «Экспресс-Сервис» при содействии российских и американских авиакомпаний успешно осуществляет доставку космической техники из США в Республику Казахстан на космодром «Байконур» в рамках совместной программы по запуску спутников, разработанной и подписанной американской фирмой «Моторола» и Государственным Космическим Научно-производственным Центром им. Хруничева.
Среднемесячный объем авиационных грузов, обрабатываемых нашим предприяти��м, составляет более 1000 тон.
Договорными клиентами нашей компании, с которыми заключены долгосрочные контракты и соглашения, являются такие юридические лица как: МИД России, ВО/АО «Авиаэкспорт» , Центральный банк России, ОАО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», Государственный Космический Научно-производственный Центр им. Хруничева, Центр по проблемам экспортного контроля России, АО «Аэроимп» (отель «Аэростар»), АО «Международная книга» и др.
В настоящее время компания «Экспресс-Сервис» совместно с Центром по проблемам экспортного контроля (ЦПЭК) оказывает комплексное обслуживание российским производителям-экспортерам товаров двойного применения по прохождению процедур экспортного контроля и доставке грузов до конечного потребителя.
Одновременно «Экспресс-Сервис», ЦПЭК и Исследовательский Центр им. Келдыша ведут подготовительную работу по созданию Идентификационного центра, который поможет предприятиям Росавиакосмоса проводить экспертизы международных контрактов по товарам двойного применения. А в целом, это позволит предприятиям ускорить весь процесс реализации международных контрактов, повысить эффективность национальной системы экспортного контроля и будет содействовать укреплению международного экономического сотрудничества всех стран при одновременном укреплении режимов нераспространения ОМУ и снижения угроз международной безопасности.