О проблеме обеспечения информационной безопасности РФ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:14
Из интервью Министра по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина «Радио Свобода».
— Имеет ли право государство ограничивать свободу слова? Сейчас возникает впечатление, что эти ограничения могут касаться не только ситуации в Чечне, но и ситуации с холдингом «Медиа-МОСТ». Ваша реакция?
— Я категорически не согласен с тем, что государство пыталось каким-то образом ввести в определённое русло действия журналистов по событиям в Чечне. Государство отстаивало свою собственную позицию, свою точку зрения, на что имело полное право. Я сам неоднократно принимал участие в поездках по Чечне. Я возил журналистов для того, чтобы максимально продемонстрировать события, которые там происходят. По ситуации с событиями в Чечне мы имели абсолютно чёткую «информационную войну». Огромное количество зарубежных СМИ использовалось для пропаганды действий боевиков и для «слива» непроверенной информации. Происходящее в сети «Интернет» ясно демонстрирует то, что организатор этих информационных процессов - очень толковый и способный человек. С нашей стороны проводился ряд мероприятий, в том числе и по определению источников, и по демонстрации событий. При анализе всех этих ситуаций меня поражала та скорость, с которой происходило освещение тех или иных событий.
— На прошедшем заседании Совета Безопасности РФ, на котором поднимались вопросы информационной безопасности, было сказано, что нужно создать новый инструмент. Что это будет за инструмент? По-вашему, у государства хватает рычагов воздействия на информационный рынок и на СМИ?
— Доктрина информационной безопасности охватывает огромный спектр вопросов - производственная технология, вооружения, оборона, СМИ и масса других вещей. Все эти вопросы надо координировать, в том числе между собой. Это можно сделать с помощью почты, а можно собираться хотя бы раз в месяц и на таких совещаниях или комиссиях принимать какие-то стратегические решения. Могут подниматься различные вопросы. Будем ли мы разрабатывать собственную технологию или не будем? Есть ли средства для разработки программного обеспечения? Сколько времени потребуется на его разработку? Будет ли всё это работать в системе? Если мы решим информировать государственную исполнительную систему управления и компьютеризировать министерства, то надо выяснить, насколько мы защищены в этой ситуации и есть ли средства, у ФАПСИ в том числе, для обеспечения защиты сети. Не секрет, что сегодня сети являются объектом максимального внимания и хакеров, и просто хулиганов. Это будет нормальная координация, ведь почти во всех странах есть подобные органы, которые координируют и согласовывают все эти вопросы, в том числе и вопросы пропаганды.
— Какие конкретные первоочередные меры и решения будут вытекать из принятия Доктрины?
— Доктрина информационной безопасности - это документ, который объединяет почти все спектры деятельности, связанные и с информационным противоборством, и с информатикой в целом, и с пропагандистскими действиями в том числе. Этот документ является основой деятельности. Он должен быть отработан всеми структурами, которые задействованы в реализации доктрины. Нужен план непосредственных действий и мероприятий по тем аспектам, которые изложены в Доктрине.
— А что собирается пропагандировать Россия?
— Россия в первую очередь собирается пропагандировать Россию, а власть собирается пропагандировать собственные действия: объяснять, мотивировать, информировать, формировать общественное мнение и рассказывать про Россию Западу. Пока мы не преодолели этот барьер. США тратят на идеологическую пропаганду около 1 млрд. долларов, а у нас сегодня бюджет на содержание западной корреспондентской сети - 4,5 млн. долларов. Фактически это деньги, которые мы тратим на внешнюю пропаганду. Почему же мы не можем пропагандировать образ России?