Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

Моделирование механизмов защиты национальной безопасности

Сергей ВОРОНКОВ
Директор Калининградского государственного
научно-исследовательского центра информационной
и технической безопасности


Среди задач, решение которых направлено на обеспечение информационной безопасности государства, выделяется государственное управление информационными ресурсами. Его целью должно стать достижение максимального эффекта от уже созданных и еще создаваемых государственных и иных информационных ресурсов – составляющей национального достояния России. Но с учетом требований к информационной безопасности. Подход к определению соответствующих мер должен базироваться на оценке ущерба вследствие распространения конкретных сведений, как это происходит при установлении уровня секретности, и экономического или иного эффекта, ожидаемого от их использования.
Очевидно, конфиденциальность и секретность не должны стать причиной невозможности вовлечения информационных ресурсов научной, научно-технической, социальной и иной информации в сферу государственных, международных, межрегиональных и межсубъектовых отношений. Ограничение доступа и активное использование сведений - конкурирующие между собой процессы. Потому актуально создание механизмов, обеспечивающих требуемый баланс между мерами по защите информации и ее использованием. И непременно на уровне субъектов Федерации, поскольку именно там создается основная масса информационных ресурсов страны.
В Калининградской области, в силу эксклавного положения, проблема защиты национальных интересов и ее составляющая – проблема информационной безопасности – имеет свою специфику. По существу все отношения, участником которых является область, – суть отношения государства. То, что для других субъектов Российской Федерации реализуется через систему прямого федерального управления, здесь является малоэффективным. И поэтому непосредственно в области должны быть созданы интегрированные в единую систему межведомственных отношений региональные механизмы защиты национальных интересов России.
Ни один из представленных в области (а их более сорока) территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, в силу ведомственной системы управления ими, носителем или единственным создателем такого регионального механизма быть не может. Ибо данный механизм может существовать лишь как межведомственный, но способный брать на себя функции обеспечения деятельности федеральных органов, взаимодействовать с ними в рамках решаемых по их поручению задач и быть связующим звеном между регионом и Центром.
Администрацией области создан Калининградский государственный научно-исследовательский центр информационной и технической безопасности. ��а его базе (совместно с Гостехкомиссией России, ФСБ, ФАПСИ, Межведомственной комиссией по защите гостайны, НТЦ «Информрегистр», Госстандартом России) образован региональный механизм, обеспечивающий на техническом и организационном уровнях защиту определённой части информации, включая аттестацию объектов информатизации по требованиям безопасности информации и оценку радиационной безопасности. В рамках этого механизма действует система государственного учета и государственной регистрации баз и банков данных, подготовки руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, персонала соответствующих подразделений. Проводится экспертиза готовности к ведению деятельности в области защиты информации и создана методологическая база для экспертизы объектов международного информационного обмена.
Несмотря на принятие важных законодательных и иных нормативных правовых актов, правовая система государства в полной мере не обеспечивает ни защиту информации, ни возможности санкционированного доступа к ней. И на федеральном и на региональном уровнях отсутствуют действенные механизмы предотвращения несанкционированного вывоза по настоящему значимых информационных ресурсов за рубеж, что объективно и по многим показателям снижает степень национальной безопасности России. Проблемой, решение которой давно назрело, является создание региональных межведомственных систем экспертизы в сфере высоких технологий, которые объективно нужны территориальным органам ФСБ, ФАПСИ, МВД, ГТК, судебным органам и прокуратуре.
Эксклавное положение Калининградской области создает неординарные и нетипичные для других субъектов Российской Федерации проблемы. Но в них отражаются и проблемы Федерации в целом. Потому создание и апробация на территории области отвечающих интересам России механизмов защиты национального достояния страны, в том числе по обеспечению информационной безопасности, будет отвечать не только местным, но и всероссийским интересам.