Грузия смотрит на США, Абхазия - на Россию, Россия изучает обстановку
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 17:29
Игорь МОРОЗОВ,
Первый заместитель председателя Комиссии СФ РФ
по информационной политике
Обстановка в Грузии за последние месяцы стала объектом пристального внимания российской общественности и может в ближайшее время стать объектом непростых решений для российского руководства.
Еще свежи в памяти поход боевиков Гелаева в Кодорское ущелье и связанные с ним провокации: сбитый вертолет ООН, обстрелы постов и населенных пунктов, попытки проникновения бандитов на территорию Карачаево-Черкесии. Потом были интересные заявления грузинского президента Э. Шеварднадзе, оправдывающие и Гелаева и его поход. Тогда эти действия были похожи на провокацию или пробу сил, (по-военному - разведку боем).
События, которые разворачиваются в Грузии сегодня – куда серьезнее и могут иметь долговременные и нежелательные для интересов России последствия. Появление американских военных в Грузии, планы силовой операции в Панкисском ущелье с привлечением США без участия России, новое напряжение в грузино-абхазском конфликте, даже тон комментариев грузинских лидеров – все это указывает на дальнейшее осложнение российско-грузинских отношений.
Рабочая поездка делегации Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в Тбилиси и Сухуми позволила нам встретиться с парламентариями Грузии и Абхазии, на месте выслушать точки зрения сторон, оценить обстановку в районе конфликта, изучить выполнение своих обязанностей коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ).
Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе в ходе встречи высказала претензии грузинской стороны к миротворцам, требуя расширения их мандата и перемещения зоны действий миротворцев вглубь Галльского района Абхазии. По мнению грузинского руководства КСПМ должны обеспечивать возвращение беженцев. Грузия также считает, что установление Россией безвизового режима с Абхазией и Южной Осетией – это ошибка. Здесь стоит прокомментировать эти претензии и позицию России, которая была в ходе встречи доведена до грузинских коллег.
Во-первых, КСПМ полностью выполняют возложенные на них обязанности и главную свою задачу – обеспечение и поддержание мира в зоне конфликта в соответствии с четырехсторонним соглашением от 1994 года. Об этом, кстати, говорили и наблюдатели миссии ООН, когда мы с ними встречались.
Во-вторых, расширение формата миротворческой операции и придания миротворцам полицейских функций в рамках принятых соглашений невозможно. Для этого необходимо достигать дополнительные соглашения и готовить специальные подразделения с навыками работы по поддержанию правопорядка в зонах конфликта. Сегодня и командование КПСМ и абхазское руководство против изменения функций и мандата миротворческих сил.
В-третьих, миротворческая операция в Абхазии – трехсторонний процесс, и решения принимаются по согласованию конфликтующих сторон и стороны, выступающей в качестве миротворца. Односторонний подход и чье-либо давление может привести только к разрастанию конфликта. По этой причине невозможно и расширение района операции вглубь Галльского района в обход действующих соглашений.
Чтобы обеспечить возвращение беженцев, а также, чтобы конфликт снова не перешел в плоскость военного противостояния, необходимо воздерживаться от односторонних шагов и во что бы то ни стало договариваться. В этом состоит официальная позиция России, и она четко была доведена до наших коллег в Тбилиси и Сухуми.
Уже привычными были высказывания грузинских парламентариев о том, что Грузия не продлит мандат миротворческих сил с 1 июля. Это всегда было предметом политических спекуляций со стороны Грузии, так как предъявить каких-либо обоснованных претензий к нашим миротворцам Грузия не может.
Нино Бурджанадзе затронула вопросы установления безвизового режима с Абхазией и Южной Осетией, назвав это ошибкой и «поддержкой сепаратизма», а также заявила, что «Грузия не может быть под каблуком у России». Интересное заявление. Оно особенно интересно, если провести параллели с выступлениями президента Грузии Э. Шеварднадзе в Брюсселе, где он прямо обвинил Россию в имперских амбициях, а российских политиков в незрелости. Понять г-на Шеварднадзе несложно. Когда Россия продает Грузии газ и электричество за полцены, тогда российские политики зрелые, а Россия – стратегический партнер. Когда же Россия заводит речь о долгах (более160 млн. долл.) или говорит о своих интересах на Кавказе, тогда Россий��кие политики незрелые и проявляют имперское мышление. Видимо, и г-ну Шеварднадзе тоже пора отойти от имперского и иждивенческого мышления. Суверенитет и независимость – вещи недешевые, и в погоне за ними можно потерять и то, и другое.
Что же касается режима «экономического сотрудничества» России с Южной Осетией и Абхазией, то здесь явная подмена понятий. В Тбилиси хорошо знают, что речь идет лишь о продаже в Россию той части сельхозпродукции, которая была традиционно ориентирована на российский рынок, и ее просто некуда деть (цитрусовые, чай). И делается это не для «поддержки сепаратистов», а для того, чтобы население Абхазии и Южной Осетии хоть на что-то могло жить, так как других источников существования у них просто нет. И эту позицию наша делегация в предельно корректной форме разъяснила грузинским коллегам.
В отношении всего комплекса проблем грузино-абхазского конфликта, позиция Росси была изложена предельно четко: Россия признает суверенитет Грузии и выступает за ее территориальную целостность. Форма государственного устройства – это внутреннее дело Грузии.
В целом встречи и разговоры в Тбилиси были полезны для нашей делегации. Надеюсь, что и для грузинской стороны они не прошли безрезультатно. Наши народы связывают вековые отношения дружбы и совместного проживания, традиционно крепкие культурные и чисто человеческие связи. И у народов они прочнее и долговечнее, чем у политиков. Об этом не надо забывать, тогда меньше будет ошибок. Пока же последние 10 лет мы больше разделялись и отходили друг от друга, чем сближались. Причины, на мой взгляд, лежат больше в плоскости эмоций, спекуляций и обид, нежели являются результатом прагматичных расчетов долговременной перспективы.
В Абхазии мы встретили диаметрально противоположную позицию практически по всему спектру рассматриваемых вопросов. Премьер-министр Абхазии Анри Джергения считает, что КСПМ полностью выполняют свои обязанности, и нет необходимости менять формат миротворческой операции. Он выразил растущую озабоченность Абхазии военным присутствием США в регионе и считает, что подготовка подразделений спецназа Грузии ведется для военных действий на территории Абхазии и Южной Осетии. В отношении перспектив урегулирования грузино-абхазских отношений, то здесь абхазское руководство сегодня ведет речь о трех возможных вариантах дальнейшей судьбы Абхазии: вхождении Абхазии в Союз России и Белоруссии, присоединения Абхазии к России или установлении Абхазией ассоциативных отношений с Россией. Что же касается Грузии, то по мнению А. Джергения, состояние и грузинского и абхазского общества таково, что вести речь о совместном государственном строительстве нет возможности. Если до 1997 года Абхазия была согласна на конфедеративное устройство, то сегодня она отвергает этот вариант.
Интересное мнение о ситуации с определением дальнейшей судьбы Абхазии высказал один из абхазских парламентариев: «200 лет назад Абхазия, как и Грузия, вручила свою судьбу в руки России, войдя в состав империи. Российский император, подписав Высочайшую грамоту, взял на себя ответственность за судьбу абхазского народа. Тогда это был наш выбор, который позволил сохраниться нам как народу, как государству, сохранить наши традиции и культуру. И сегодня Грузия делает свой выбор, а мы делаем свой – жить дальше вместе с Россией. И Россия не имеет права отказаться от той исторической ответственности за судьбу Абхазии, которую взял на себя Александр I.» Что можно ответить на такие аргументы. Они носят скорее нравственный, нежели политический характер. Но тем тяжелее возражать.
Тем не менее наша делегация подтвердила свою позицию, изложенную в Решении Глав государств СНГ от 19 января 1996 года: Россия признает суверенитет и целостность Грузии. Но это не значит, что Россия будет безучастна при попытке силового разрешения конфликта. Здесь напрямую затрагиваются интересы национальной безопасности России, З0% населения Абхазии – российские граждане, здесь несут службу российские миротворцы. Эти вопросы будут в первую очередь учитываться при выработке российской позиции в случае односторонних силовых действий.
Несколько слов о наших миротворцах. Несущие нелегкую и опасную службу в зоне миротворческой операции офицеры, солдаты и сержанты – профессионалы высокого класса, хорошо знающие свое дело, ответственно выполняющие свои обязанности. Население, а это в основном грузины и мегрелы, очень хорошо относится к нашим ребятам. Везде, где мы встречались, - на блокпостах, на патрулировании, в пунктах расположения, - наших воинов отличает высокая дисциплина, подтянутость. Хорошее настроение. Находясь в сложных условиях, они достойно представляют Россию, являются гарантами мира и спокойствия в этом регионе.
Отдельно и в Тбилиси, и в Сухуми шел разговор о военных специалистах США, возможном американском участии в операции в Панкисском ущелье и вообще о перспективе американского военного присутствия в Грузии. Грузинская сторона довольно болезненно и не очень искренно обсуждала этот вопрос. «Это суверенное право Грузии, кого пригласить для решения той проблемы (проблемы Панкисского ущелья) », - вот слова спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе.
Конечно, присутствие военных специалистов США в Грузии не было новостью для России. Грузия давно ведет диалог с НАТО, Э. Шеварднадзе еще в осенью 1992 года высказался за то, чтобы подразделения войск НАТО принимали участие в разрешении конфликтов на территории бывшего СССР и России. Уже тогда у него были американские военные советники. Новым стал вопрос о подготовке грузинского спецназа для совместных с американцами действий в Панкисском ущелье.
В самой проблеме американского военного присутствия в Грузии и возможное Участие военнослужащих США в силовых акциях грузинских подразделений для России интересны три аспекта.
Первый. Возможная операция в Панкисском Ущелье. Если будут уничтожены террористы и их базы, с которых они совершают вылазки на территорию России, то это несомненный плюс для стабилизации обстановки на Северном Кавказе и в Грузии. Но это станет возможным только при условии координации действий с российскими спецслужбами.
Однако, есть серьезные опасения, что операция в Панкисском ущелье, если проводить ее без согласования усилий с Россией может привести к выходу отрядов боевиков в Россию, активизации их акций и эскалации конфликта со всеми вытекающими последствиями.
Второй аспект. Перенос военных акций грузинских подразделений на территорию Абхазии и Южной Осетии. Такой вариант развития обстановки возможен. У руководства Грузии может возникнуть соблазн под видом борьбы с международным терроризмом с помощью заокеанских партнеров попытаться решить проблемы неподконтрольных территорий военным путем.
Серьезные опасения по этому поводу высказываются и в Абхазии, и в Южной Осетии. Такую же тревогу высказал и лидер Аджарии А. Абашидзе. Грузия в свою очередь начала информационную атаку против Абхазии, заявляя, что там нашли прибежище боевики Аль-Каиды, процветает ваххабизм и наркоторговля. Таким образом готовится общественное мнение, что Абхазия может стать объектом антитеррористической операции.
При таком варианте развития обстановки опасность военных действий в Кодорском ущелье или Галльском районе может перерасти в угрозу стабильности на всем Северном Кавказе. Россия не может допустить ошибок 1992-93 годов, когда обстановка в северокавказских республиках была близка к взрыву и порой выходила из-под контроля. Третий аспект. Геополитический. США – наши партнеры по антитеррористической операции. Однако, требуют ли интересы борьбы с терроризмом развертывания военного присутствия в Закавказье, которое существенно меняет геополитическую обстановку у южных границ России не в нашу пользу. Одно дело военные советники и помощь Грузии в подготовке спецподразделений. Совсем другое – развертывание центра радиотехнической разведки и размещение военных баз.
С одной стороны военное присутствие США может поумерить аппетиты Турции и Ирана, давно с аппетитом посматривающих на наш Юг. С другой - подразделения США могут стать лишь авангардом военной структуры НАТО, членом которого является та же Турция. Вопросов больше, чем ответов, и Россия должна, не стесняясь, задать их и США, и НАТО, и Грузии. И получить вразумительные ответы.
Поездка в Закавказье дала много материала для анализа обстановки. Кавказ – это жизненно важный регион для России. Нам необходимо внимательно изучать обстановку, прогнозировать перспективы ее развития и своевременно предпринимать адекватные шаги, чтобы исключить любые угрозы национальным интересам России.
У России есть свои приоритеты в политике на Кавказе. Суверенная и стабильная Грузия несомненно в числе этих приоритетов. Это должны знать и в России, и в Грузии. Однако, суверенитет, целостность и стабильность России, жизнь и спокойствие ее граждан – приоритет для России более высокий. Это тоже должны знать и понимать и в России, и в Грузии.