Разговор продолжает
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:53
Первый Заместитель Премьера Правительства Москвы
Олег ТОЛКАЧЕВ
Олег Михайлович, прежде всего хотим поздравить Вас и Ваших коллег с недавним присуждением Государственной премии РФ в области науки и техники. Хотелось бы узнать подробнее о работе, удостоившейся столь высокой награды.
– Название работы — «Реализация комплексной программы создания объектов социального назначения в Москве и Севастополе» — достаточно точно отражает ее суть.
Программа состояла из четырех крупных блоков: строительство комплекса сооружений для проведения Всемирных юношеских игр 1998 года (новая Олимпийская деревня и Большая спортивная арена Олимпийского спорткомплекса «Лужники»), создание специальных объектов социального назначения в Москве (подстанции скорой и неотложной помощи, пожарные депо, тепловые станции) и возведение объектов социального назначения в Севастополе.
Программа явилась результатом комплексных научно-технических разработок, впервые внедренных в строительство и позволивших за максимально короткие сроки осуществить строительство и реконструкцию уникальных жилых, общественных, лечебных, коммунальных и специальных объектов.
Сложность работы заключалась не только в отсутствии аналогов ее решения, но и в ее многоплановости, необходимости на качественно новом уровне спроектировать и в короткие сроки осуществить строительство объектов международного значения.
– Расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами имущественно-земельном комплексе, о его месте и функциях в структуре Правительства Москвы.
– Имущественно-земельные отношения всегда были в центре внимания московского правительства, ими во многом определяется экономическая политика города. Управление имуществом Москвы осуществляет Комплекс по имущественно-земельным отношениям, созданный в 1995 г. в структуре Правительства Москвы и включающий в свой состав Департамент государственного и муниципального имущества Москвы (ДГМИ), Москомзем, Москомрегистрацию и иные органы исполнительной власти. Функции этих органов многообразны и дополняют друг друга в выполнении единой задачи управления городским имуществом. Я надеюсь подробнее осветить их в ходе нашего разговора.
– Какова ситуация с городским имуществом в настоящее время?
– Современная Москва — огромный мегаполис в центре европейской России с населением около 9 млн. человек. 160 лет назад в Москве было 256 улиц и 79 площадей, 582 переулка, 216 огородов (более шестой части города) и 18 крупных частных участков. Сейчас в Москве свыше 1800 улиц и проспектов. В 1991 г. было введено новое административное деление Москвы. В настоящее время в столице 10 административных округов и 125 районов.
Более трети доходов в федеральный бюджет приносит именно Москва. В сумме валовых региональных продуктов всех субъектов Российской Федерации доля столицы по земельным платежам — более 40 %.
Московский регион — крупнейший в России по своему демографическому, промышленному, научному, образовательному и культурному потенциалу. На территории в 109 тыс. гектаров земли, которая составляет менее 0,3 % территории России, произошла концентрация различных ресурсов, представляющая собой отражение всего российского стиля жизни на протяжении многих десятилетий, когда Москва формировалась как промышленный и административный центр страны.
Масштабы городской собственности впечатляющи. По состоянию на 1 января 2000 г. на территории города находилось почти 100 тысяч строений, в том числе более 37 тыс. нежилых. Площади нежилых помещений (отдельно стоящих и в смешанном фонде) в городе составляют около 90 млн. кв. метров. Из них 44 млн. кв. метров относится к федеральной собственности, 36 млн. кв. метров — к муниципальной собственности и свыше 8 млн. кв. метров — к другим формам собственности. Перечень предприятий и учреждений городской муниципальной собственности Москвы включает в себя почти 7000 организаций, подведомственных департаментам, комитетам Правительства Москвы и префектурам. К концу 2000 г. в целом по городу было сдано в аренду более 13 млн. кв. метров нежилых помещений. По существующей ��хеме в аренду сдается треть городских площадей. И эта треть принесла городу в 2000 г. 3,33 млрд. рублей дохода.
В Москве сосредоточено 9% основных фондов, треть научных кадров страны, что создает предпосылки для благоприятного инвестиционного климата.
В экономике города действует 197,3 тыс. предприятий и организаций. По сравнению с 1991 г. их число возросло более чем в 6 раз. Наибольшее число предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (42%), в строительстве (11%), в промышленности (8%), в науке и научном обслуживании (8%).
На 1 июля 2000 г. число учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) субъектов всех отраслей экономики (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 725 тыс. единиц. При этом 83% имеют частную форму собственности, 4% — смешанную российскую собственность, 4% находятся в собственности общественных объединений, 3,6% — в собственности иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства. В государственной и муниципальной собственности находится около 3% от общего числа зарегистрированных в Москве предприятий и организаций.
В настоящее время в городе зарегистрировано около 700 тыс. юридических лиц и 240 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ежегодно Регистрационная палата регистрирует в среднем 70 тыс. юридических лиц, 45 тыс. изменений в учредительных документах, 40 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Приведенные цифры дают представление о том, какой сложной и важной задачей является управление гигантской собственностью города.
Постоянное совершенствование путей, форм, методов и способов работы с имуществом позволяет городу получать стабильные доходы, распределяемые в бюджеты различных уровней.
– Кстати, каков вклад подразделений Комплекса в общую «копилку» городских доходов?
– По итогам 2000 г. общий объем поступлений имущественно-земельных доходов в бюджет города, в целевые бюджетные фонды развития административных округов, на финансирование городских инвестиционных программ составил почти 10,5 млрд. рублей при плане 8,5 млрд. рублей (123%). Из них в бюджет города поступило 5,4 млрд. рублей, при плане 4,8 млрд. рублей (или 113%); в целевые бюджетные фонды развития административных округов — 2,5 млрд. рублей при плане 1,9 млрд. рублей (или 132%). Основной вклад внесли три подразделения: ДГМИ — 4,7 млрд. рублей, Москомзем — 4,9 млрд. рублей и Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества Москвы — 0,7 млрд. рублей.
– В каком направлении будут развиваться имущественно-земельные отношения в ближайшие годы? И можно ли уже теперь прогнозировать, хотя бы в самых общих чертах, тенденции развития имущественных отношений в более отдаленной перспективе?
– Работа по анализу и контролю деятельности Комплекса ведется нами постоянно, и мы можем делать достаточно обоснованные прогнозы. Если достигнутые темпы сохранятся, а мы не собираемся их снижать, то Комплекс должен давать где-то 14 — 15 млрд. рублей в год. Вот это, наверно, та задача, которую мы перед собой ставим на ближайшие год-два.
Что касается более отдаленной перспективы, то стратегической задачей городской администрации является повышение эффективности управления собственностью. И, соответственно, работа исполнительной и законодательной власти города сфокусирована на следующих направлениях:
– реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость, а именно: разгосударствление земли, обеспечение правовой защитой собственников и владельцев недвижимости;
– стимулирование эффективного использования и создания объектов недвижимости, а также их гражданского оборота;
– институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
При этом государство как собственник должно иметь в своем распоряжении земли, обеспечивающие стратегические интересы.
В октябре 2000 г. принята «Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года», которая определяет сегодняшний взгляд на управление собственностью Москвы в начале XXI века. Существенной чертой московской Концепции является представление о том, что городская власть в управлении своей собственностью должна учитывать и интересы других собственников в городе. В качестве основы управления предусмотрен переход от политических методов (переход собственности государства в частную собственность) к экономическим. Так что, правомерным будет сказать, что обеспечение выполнения задач, определенных Концепцией, — работа, вводящая нас в XXI век.
Особо хочу сказать о земельных отношениях. Основными направлениями их развития в наступающем столетии являются повышение эффективности использования земельных ресурсов города, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.
– Мы привыкли к тому, что Москва является бесспор��ым лидером в хозяйственно-экономической сфере. Не замедлились ли темпы ее развития, появляются ли какие-то нововведения, новые подходы в области имущественно-земельных отношений?
– Разумеется, методы нашей работы все время совершенствуются. С 1 июля 2000 г. осуществлен пере��од на казначейскую систему исполнения бюджета города в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Подготовительная работа, проведенная Департаментом финансов и ДГМИ, предусматривала аккумуляцию всех поступающих средств в единой кассе с зачислением их на лицевые счета по кодам и подкодам бюджетной классификации и в разрезе плательщиков, координацию работы исполнительной власти города по контролю за полнотой и своевременностью поступлений платежей в бюджет, возврат излишне или ошибочно внесенных платежей в бюджет и др. В целом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета завершен успешно. Тем не менее ряд проблем требует скорейшего решения, а именно, создание единой информационной системы «Казначейство — ДГМИ», погашение задолженности по арендной плате за городские нежилые помещения организациями, финансируемыми из федерального бюджета.
Москомземом разработана система Государственного земельного кадастра Москвы, которая в настоящее время сдается в промышленную эксплуатацию, составлено уточненное описание административных границ города, одобренное решением Столичной коллегии. Разработана подсистема инвентаризации городских земель, выполнены работы по сплошной инвентаризации земель города.
В прошлом году нами была предпринята системная атака на проблему повышения эффективности работы так называемых ГУПов — государственных унитарных предприятий. Были приняты организационные меры по усилению контроля за их деятельностью со стороны отраслевых органов администрации и префектов административных округов в целях повышения эффективности использования закрепленного за предприятиями государственного имущества. В декабре прошлого года было принято специальное Постановление Правительства Москвы, которым установлены контрольные показатели по количеству ГУПов, подведомственных департаментам, комитетам, управлениям и префектам административных округов; даны конкретные поручения.
– Как строятся теперь отношения с Федеральным центром?
– Мы активизировали работу с федеральными органами власти, прежде всего с Мингосимуществом России, по поиску новых подходов в управлении федеральной собственностью, расположенной на территории столицы.
В развитие решений, принятых в 1998 г. на совместном заседании Правительства Москвы и коллегии Мингосимущества, была продолжена работа по разграничению федеральной и муниципальной собственности на территории Москвы, а также по передаче городу ряда объектов федеральной собственности, включая пакеты акций. Принципиально новым в прошедшем году явилась начатая нашим Комплексом и Комплексом архитектуры, строительства и реконструкции города Москвы совместно с Мингосимуществом России работа по вовлечению в хозяйственный оборот федеральных объектов долгостроя, расположенных на территории Москвы.
– Олег Михайлович, расскажите пожалуйста подробнее о работе подразделений Комплекса.
– Я уже привел обобщающие цифры финансовых поступлений за прошлый год по ДГМИ, Москомзему и СГУПу. Наибольшую долю (3,3 млрд. рублей) в общем объеме средств, собираемых ДГМИ, составляют арендные платежи. Поступление средств от сдачи в аренду объектов нежилого фонда увеличилось в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 11%. В этой связи особенно важно отметить, что увеличение на отчетный период поправочного коэффициента, учитывающего инфляцию, в размере 2,3, повышение минимальной ставки (до 320 рублей за 1 кв. метр) при сохранении действующих льгот для предприятий малого бизнеса (на уровне 1997 г.), привело к росту среднегодовой арендной ставки в 1,36 раза. При этом необходимо отметить, что доля предприятий — арендаторов малого бизнеса в общем объеме составляет почти 70%. Регулярные комплексные проверки своевременности и полноты расчетов с привлечением территориальных городских структур, привели к снижению задолженности по арендной плате в отчетном периоде более чем на 20 процентов.
Одним из важных направлений деятельности ДГМИ является приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с отраслевыми департаментами и предприятиями.
ДГМИ совместно с Московским земельным комитетом продолжена работа по заключению договоров аренды земли с пользователями встроенно-пристроенных помещений на первых этажах жилых домов. Создается нормативная база для пересмотра размеров арендных платежей и прекращения действий льгот в отношении арендаторов, использующих не по целевому назначению земельные участки. Приоритетным направлением повышения эффективности использования городской собственности, увеличения поступлений арендных платежей является передача в аренду единого имущественно-земельного комплекса. В этом случае управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и (или) их части, что нашло поддержку на федеральном уровне. Хозяйственный оборот частей единого объекта недвижимости и прав на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общего (долевого) имущества объекта.
В Зеленограде в порядке эксперимента проведены два открытых аукциона по продаже земельных участков. На аукционах было выставлено 13 земельных участков различного функционального назначения общей площадью 13,2 га, обеспеченных комплектами исходно-разрешительной документации. Продано 3 земельных участка общей площадью 1 га за 13,6 млн. рублей при начальной цене 12 млн. рублей.
Решение всего комплекса намеченных задач невозможно без современной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сейчас разрабатывается комплексная долгосрочная программа развития системы госрегистрации в Москве. Среди основных макрозадач этой программы, которые стоят перед Московским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, можно выделить следующие:
– развитие инфраструктуры рынка недвижимости, совершенствование взаимодействия между всеми его участниками;
– развитие информационной инфраструктуры, обеспечение организационного и информационного взаимодействия городских комплексов и служб;
– совершенствование законодательной базы регистрации прав на недвижимое имущество.
Работа Москомрегистрации тесно переплетена с деятельностью МосгорБТИ, основными направлениями которой следует считать: проведение мероприятий по сокращению сроков предоставления информации польз��вателям; работу по созданию единой распределенной сети с городскими организациями и совершенствование информационного взаимодействия с городскими органами исполнительной власти; проведение полной адресной инвентаризации недвижимости Москвы, как первого этапа «сплошной» инвентаризации объектов собственности.
Важная роль принадлежит Госгоринспекции, как контролирующему государственному органу. Складывающаяся экономическая ситуация обусловливает новые направления в ее деятельности: анализ эффективности использования объектов нежилого фонда и профилактика незаконного и неэффективного использования помещений; проведение оценки количества помещений; контроль сохранности помещений, их восстановления и приращения субъектами всех видов права, в том числе при реализации инвестиционных проектов и т.д.
Всеми подразделениями Комплекса не только выполнены количественные и качественные задания, установленные Программой Правительства Москвы на 2000 г., но и обеспечено необходимое организационно-системное взаимодействие и слаженность в работе, обеспечивающее стабильное функционирование системы управления имущественным комплексом столицы как в условиях устойчивого функционирования экономики города, так и работы в особых условиях.
При этом удалось избежать ведомственной зашоренности, ведомственного эгоизма и обеспечить нацеленность подразделений Комплекса на основную задачу — оздоровление и рост экономики города, как основы для повышения уровней жизни москвичей.
Таким образом, московский подход к управлению собственностью сочетает жесткое государственное управление собственностью города, основанное на экономических методах и критериях, учет воздействия хозяйственной деятельности города на деятельность других субъектов московского рынка и использование методов государственного регулирования применительно ко всем субъектам и собственникам на территории города.