Задачи обеспеченич информационной безопасности России на современном этапе
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:43
Геннадий Емельянов,
Начальник Управления проблем информационной безопасности
аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований. В центре этого находятся следующие обстоятельства.
Прежде всего в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности существенно расширяются потребности социально активной части общества в расширении информационного взаимодействия как внутри страны, так и с внешним миром. Это красноречиво характеризуется данными ЮНЕСКО по числу пользователей самими распространёнными видами связи: мобильной и Интернет. Так, в России число зарегистрированных пользователей Интернет на начало 2000 года составляло около 2 млн. человек, а число активно использующих эту сеть — 1,2 млн. человек и продолжает увеличиваться (число пользователей сети Интернет в мире уже достигло 100 млн. человек); в развитых странах каждый десятый человек обеспечен сотовой связью.
Интенсивное развитие информационной инфраструктуры и, прежде всего, информационно-телекоммуникационных систем, средств и систем связи, интеграция в мировое информационное пространство, а также информатизация практически всех сторон общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государств от состояния информационной сферы. К приведённым выше данным здесь можно добавить, например, позитивные тенденции, характеризующие развитие в России такой чувствительной к новым технологиям сферы, как «электронная» экономика и «электронная» торговля. В России в настоящее время уже существуют десятки Интернет-магазинов, услугами которых активно пользуются около 20% пользователей Сети и их количество постоянно увеличивается (мировой же оборот «электронной» торговли оценивается в несколько миллиардов долларов в год и ожидается, что в наступившем веке её ежегодный объем будет составлять сотни миллиардов долларов).
Общепризнанно, что индустрия информатизации, телекоммуникации и связи, информационных услуг на современном этапе развития человечества является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, способной конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции и определяющей наукоемкость промышленной продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Так, только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта — около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России (объем современного мирового рынка информационных услуг и технологий по данным ЮНЕСКО приближается к 2 трлн. долл. и составляет уже 15% мировой торговли).
Вместе с тем, приходится отмечать, что информационная инфраструктура, информационные ресурсы во все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, достижение противоборствующими сторонами определенных стратегических и тактических политических целей. Индивидуальное, групповое и массовое сознание людей все в большей степени зависят от деятельности средств массовой информации и массовой коммуникации. К сожалению уже вошли в обиход, в том числе и в международных отношениях, такие понятия, как «информационная война», «информационное противодействие», «информационная операция» и т. п.
Все эти обстоятельства, а также возрастание зависимости российского общества от устойчивого функционирования информационной инфраструктуры делают достижение и обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере важным фактором национальной безопасности страны в целом.
Содержание национальных ��нтересов Российской Федерации в информационной сфере закреплено в утвержденной в июне прошлого года Президентом РФ Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Эти национальные интересы включают:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации;
развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
По существу, речь идет о создании условий для формирования в России основ информационного общества — общества XXI века.
При этом под информационным обществом мы понимаем такое общество, которое позволяет людям на базе интенсивного развития «информационной» экономики и эффективного использования интеллектуальных ресурсов раскрыть потенциальные возможности и реализовать свои чаяния как отдельным личностям, так и обществу в целом.
В политическом плане данная задача поставлена Президентом Российской Федерации, подписавшим от имени государства Окинавскую хартию глобального информационного общества. В Хартии, в частности, закреплено, что главы подписавших ее государств «подтверждают приверженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества».
Представляется, что полномасштабное участие России в формировании глобального информационного общества, может рассматриваться как одна из стратегических задач обеспечения ее национальной безопасности, решение которой будет осуществляться в условиях преодоления реально существующих и могущих возникнуть трудностей и потребует определенного времени, а также соответствующей поддержки со стороны государства.
Если вернуться к рассмотрению наших национальных интересов в информационной сфере, сформулированных в Доктрине информационной безопасности, то для реализации той группы интересов, которые связаны с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечением духовного обновления России, сохранением и укреплением нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, в первую очередь требуется повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации, что само по себе представляет теперь непростую задачу. Ведь не секрет, что в условиях раскола общества на «бедных» и «богатых» весьма сложно обеспечить равные возможности пользования передовыми информационными технологиями для всех членов общества. Поэтому государство должно предусматривать создание и развитие соответствующих социальных институтов поддержки в этих вопросах определенной части населения.
Необходимо далее совершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации и одновременно обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
И наоборот: право свободного доступа к информации не должно вести к нарушению конституционного права человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени. К сожалению, примеров нарушения этого столь много и они настолько на слуху, что особо останавливаться на них нет необходимости.
Необходимо также гарантировать свободу массовой информации, запрет цензуры и одновременно укреплять механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации.
Успешному решению этих задач препятствуют факторы и обстоятельства, которые Доктриной информационной безопасности отнесены к разряду «угроз». Основными из них являются:
принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем. Это на первый взгляд может показаться не столь актуальным, но развернувшаяся в последнее время острая конкурентная борьба в области телевещания, одного из наиболее «мощных» сегментов СМИ, свидетельствует о том, что сбрасывать со счетов эту угрозу сейчас нельзя;
противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на охрану личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. По данным МВД России за последние три года количество зафиксированных фактов преступлений, предусмотренных статьей 138 УК Российской Федерации «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» возросло в 75 раз;
нерациональное, чрезмерное закрытие общественно необходимой информации. Все мы знаем, какие тяжелые последствия имело сокрытие информации о реальных масштабах аварии на Чернобыльской АЭС. И хотя грань здесь подчас весьма тонкая и трудно оценить, где потери для общества больше: в случае полного или частичного закрытия информации или, наоборот, в случае безусловного доступа общественности к разнородной, нередко противоречивой информации о чрезвычайных происшествиях, действующим законодательством соответствующие границы закрытия определены и его следует выполнять.
Угрозами также являются:
противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание. На наш взгляд эта сфера пока недостаточно разработана, и в том, что по ней публикуется, немало антинаучного, а подчас и просто шарлатанства;
дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы. В определенной мере это вызвано тем, что значительное число документов, в том числе кино-, фото-, видеодокументов хранится вне государственных архивов, а решение задачи обеспечения сохранности документов далеко не всегда оказывается посильным для их создателей. Основная причина такого положения заключается в отсутствии правовых актов федерального уровня, касающихся деятельности средств массовой информации в части вопросов сохранности, отбора и передачи аудиовизуальных документов на постоянное хранение в государственные архивы.
Весьма негативной для национальных интересов России является тенденция вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур. По данным МПТР по состоянию на прошлый год на территории России зарегистрированы 38 электронных и 66 печатных СМИ, созданных с привлечением иностранных инвестиций или в числе учредителей которых состоят иностранные юридические лица. 1157 иностранных изданий получили разрешение на распространение своей продукции в нашей стране. И хотя в целом у нас конструктивная позиция в отношении такой ситуации надо ясно осознавать, что это о дновременно создает жесткие условия отечественным производителям в информационной сфере.
В этой же группе угроз находятся:
девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе. Эта угроза практически ежедневно, ежечасно реализуется на нашем телевидении и в каком-либо дополнительном обосновании своей реальности не нуждается;
снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.
Следующая группа национальных интересов России связанна с информационным обеспечением государственной политики Российской Федерации. Для их достижения требуется:
во-первых, интенсифицировать формирование государственных отрытых информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования;
во-вторых, укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских граждан, граждан зарубежных государств. Надо сказать, что эта вполне понятная с позиции государства задача была неправильно понята рядом негосударственных СМИ, воспринявших её как их дискриминацию. Вместе с тем, во-первых, ничего нет естественнее того факта, что собственник заботится о своей собственности, а во-вторых, никто не собирается ущемлять права негосударственных СМИ, предусмотренных действующим законодательством о СМИ.
Основные угрозы в этой области заключаются в следующем.
Во-первых, это монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами, по ряду причин не заинтересованными в объективном освещении государственной политики Российской Федерации;
Во-вторых, это блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории. Характерным примером здесь могут служить трудности, с которыми пришлось столкнуться, в частности, нашему МИДу при попытках разъяснения политики России в Чечне, когда замалчивалась официальная информация о событиях на Кавказе, и, наоборот, распространялась неофициальная непроверенная, а подчас и ложная информация, в частности, размещаемая на «чеченских» сайтах в Интернете.
Наконец, угрозой является низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров в этой области, отсутствия эффективной системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Третья группа национальных интересов связана с развитием современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечением потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выхода этой продукции на мировой рынок, а также с обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Для этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации. В настоящее время наблюдается, если так можно выразится, «разорванность» национального информационного пространства, что особенно опасно по отношению к таким регионам, как Дальний восток и Калининград, находящимися в непосредственном соседстве с экономически и информационно сильными соседями. Это подтверждается, в частности, тем, что центральные СМИ вспоминают о регионах, только если там случается какой-нибудь скандал, а местные СМИ не в состоянии полно отразить происходящее в центре. Об этом , в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече в Кремле с главными редакторами российских СМИ.
Необходимо развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов. В настоящее время в стране насчитывается более 300 тысяч различных баз данных (только официально зарегистрированных около 6,5 тысяч), часто дублирующих друг друга, созданных в разных форматах, не стыкующихся между собой, что, конечно, не способствует эффективному использованию затрачиваемых на создание таких баз средств.
Важной задачей является развитие в Российской Федерации производства конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширение участия России в международной кооперации производителей этих средств и систем.
Минсвязи России, ГКЭС, другими заинтересованными структурами прилагаются немалые усилия по решению этого вопроса, но конкуренция в этом секторе экономики слишком высока, а наше отставание в элементной базе и ограниченность финансовых средств пока не позволяют добиться необходимых успехов.
Поэтому очень важно обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Основной угрозой национальным интересам России в этой области являются противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий.
Сплошь и рядом при заключении договоров в этой области российским партнёрам предлагаются условия, не позволяющие в полной мере реализовывать интересы государства.
Большой урон нашей промышленности наносит практика закупки органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих или почти не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам. Не всегда, по-видимому, такие решения принимаются на бескорыстной основе.
В результате происходит вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи.
Особо чувствительный урон нашей промышленности наносит большой отток за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Наконец, последняя сформулированная в Доктрине информационной безопасности группа национальных интересов связана с защитой информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
Для достижения этого требуется повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами. Надо сказать, что благодаря твёрдой позиции ряда ведомств, прежде всего, Минобороны, ФСБ, ФАПСИ, Гостехкомиссии, ситуация в большинстве своём выглядит стабильной.
Однако и здесь, ввиду хронического недофинансирования в последнее время этой сферы экономики мы нуждаемся в интенсификации развития отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации.
Важной и актуальной является задача расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
К числу основных угроз данной составляющей национальных интересов следует отнести деятельность иностранных разведок и (чего не было так развито раньше) криминальных элементов по:
противоправному сбору и использованию информации;
внедрению в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
разработке и распространению программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
перехвату информации по техническим каналам.
Этот тип угроз условно можно отнести к внешним.
Другой тип угроз внутреннего характера связан с нарушением обслуживающим персоналом технологии обработки информации; с использованием несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; с нарушением законных ограничений на распространение информации.
Решение перечисленных задач и противодействие выделенным угрозам предполагает необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой связи под эгидой Совета Безопасности Российской Федерации подготовлен проект Концепции нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Концепция призвана создать методологическую основу для согласованной деятельности всех субъектов законодательной инициативы в сфере совершенствования правового обеспечения информационной безопасности.
Успешное решение поставленных выше задач, которое предполагается осуществлять в рамках отдельной Федеральной программы, позволит России в XXI веке вернуться в число передовых стран мира.