К вопросу о едином правовом пространстве России
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 20:45
Анатолий ЛЫСКОВ,
Заместитель Председателя
Комитета СФ ФС РФ
по правовым и судебным вопросам,
Полномочный представитель
Совета Федерации
в Верховном Суде
Российской Федерации
Решение проблемы единого правового пространства России есть ключ к укреплению государства, государственных институтов и институтов гражданского общества как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Государство и все имеющиеся в нем институты подвер гаются первоначально угрозе разрушения, а затем с определенной закономерностью разрушаются, если искусственно нарушается единое правовое пространство.
Еще совсем недавно большинство из нас были очевидцами так называемой войны законов между союзными республиками и федеральным центром Советского Союза. Законодателям Союзного федеративного государства и союзных республик не хватило ни политической мудрости, ни политической стратегии и тактики, ни гражданского мужества, чтобы подняться над схваткой политических групп и движений и прекратить войну законов. И это, безусловно, явилось правовыми предпосылками развала мощнейшего государства мира.
Все мы стали и свидетелями последствий той войны законов в погоне за суверенитетом уже внутри Российской Федерации. Противоречия между российским законодательством и законами субъектов Федерации впрямую угрожали безопасности государства.
Отсюда - заслуживает всяческой поддержки начатая в 2000 году и развивающаяся ныне инициатива Президента России В.В.Путина по организации работы в целях устранения указанных противоречий. Отсюда - актуальность и своевременность обсуждения данной темы как в аудиториях законодателей, правоприменителей, ученых, так и в средствах массовой информации.
Что же нужно сделать, какие меры выработать, чтобы не допустить впредь правовых предпосылок к нарушению правового пространства России? А именно в решении этих вопросов я вижу основную стратегическую цель каждого, кто обязан в силу своего должностного положения и гражданского долга активно участвовать в обеспечении правового пространства нашего федеративного государства.
Единое правовое пространство России, по нашему мнению, должно стать стратегической целью не только политического руководства страны, но и Федерального Собрания, каждого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, стратегической целью руководства государственных органов власти каждого из субъектов Федерации.
Достижение этой цели и есть те равные, как часто отмечает наш Президент, правила для всех, когда: и соблюдаются права человека; и достигает совершенства гражданское общество; и развиваются все формы собственности и повышается эффективность экономики; и гармонично сочетается деятельность трех ветвей власти в целях укрепления государственности и гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан.
Единое правовое пространство России ограждает саму власть от возможности оказаться в роли известных героев басни И.А.Крылова: лебедя, рака и щуки. Причем - независимо от уровня власти: федерального, субъекта Федерации или муниципальных образований. Состояние "а воз и ныне там" - это стагнация, направленная против личности, против общества и против государства.
В этой связи наиболее полезным государственным институтом по мониторингу правового пространства могла бы стать Генеральная прокуратура Российской Федерации, расширив пределы надзора за соблюдением действующего законодательства, включая определенные акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие основные конституционные права граждан, и реализуя с определенной настойчивостью принцип законности.
Наблюдательные политики, политологи и не менее наблюдательные специалисты и журналисты наверняка отметили для себя некую закономерность в право-творчестве, непосредственно затрагивающем процесс обеспечения единства правового пространства страны. Эта закономерность заключается в том, что законодательные инициативы, превращающиеся в форму закона, в основном идут сверху, от федеральных субъектов законодательной инициативы.
В связи с этим, важной задачей для Совета Федерации является задача по укреплению механизма формирования инициатив и предложений, способствующих формированию инициатив, снизу, по сути - от субъектов Федерации, представляющих их сенаторов. Иными словами, должна быть обеспечена непрерывность законотворческого процесса, основанная на потребностях граждан в урегулировании складывающихся отношений посредством закона.
С этой целью при Совете Федерации, как одном из федеральных органов законодательной власти, образован Совет законодателей, в который по должности входят председатели законодательных органов власти субъектов Федерации.
Но этого, как мне представляется, явно недостаточно. В качестве первоначальных шагов целесообразно использовать уже имеющийся, установленный Законом, институт помощников членов Совета Федерации. В качестве таковых, для членов Совета Федерации от исполнительных органов власти субъектов Федерации могли бы, к примеру, быть руководители районов и городов внутри субъекта Федерации.
Главной задачей этих помощников должно стать выявление пробелов в действующем законодательстве по основным отраслям права, затрагивающим интересы граждан. Обобщение предложений упомянутых помощников даст возможность членам Совета Федерации, являющимся по Конституции Российской Федерации субъектами законодательной инициативы, формулировать законодательные инициативы и расширит возможности по устранению так называемых озоновых дыр в правовом пространстве.
В каждом субъекте Федерации должен быть выработан правовой механизм недопущения впредь принятия законов и других нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. В связи с этим было бы целесообразно в каждом субъекте Федерации принять, например, законы о порядке подготовки законопроектов субъектов Федерации. Одним из основных критериев законопроекта, направляемого в порядке законодательной инициативы, можно предусмотреть наличие экспертного заключения на предмет соответствия федеральному законодательству. Возможно, напрашивается на повестку дня принятие модельного закона по данной теме федеральным законодателем.
В обеспечении единства правового пространства России ведущая роль принадлежит также судебной ветви власти. С момента объявления Президентом России В.В.Путиным наступления на правовую разноголосицу Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми и областными судами признаны незаконными тысячи правовых актов.
Эффективность судебной ветви власти - несомненна. Но для того, чтобы уровень эффективности был еще выше, и чтобы нарушения единого правового пространства России не угрожали безопасности государства, общества и личности, - необходимо безотлагательно рассмотреть законодательную инициативу Верховного Суда Российской Федерации об административном судопроизводстве. Это не только требование Конституции Российской Федерации, но и веление времени, и предоставление конституционных гарантий населению разрешать быстро, без проволочек споры с органами государственной власти в судах по административным делам.
Нельзя не сказать в этом контексте и об утерянном праве Верховного Суда Российской Федерации толковать действующее законодательство. Полагаю, что соответствующая законодательная инициатива просится в двери законодателя в целях исправления существующего положения. Разумеется, без затрагивания компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Практика принятия законов в Государственной Думе и Совете Федерации должна строится, прежде всего, на основе не принципа политической целесообразности, а на основе принципа выпуска таких законов в правовое пространство, которые бы не противоречили друг другу и искусственно не создавали бы трудности для правоприменителей.
К сожалению, должен констатировать то, что принятие федеральным законодателем новых законов, которые вступают в противоречие с действующим законодательством, - не редкость. И это в определенной степени провоцирует законодателей субъектов Федерации принимать противоречащие федеральному законодательству нормативные правовые акты. А если не провоцирует, то создает для этого соответствующие предпосылки. Когда же героическими усилиями отдельных людей из органов прокуратуры, юстиции и судов предлагается привести в соответствие законы субъектов Федерации федеральному законодательству, то в ответ слышатся справедливые упреки в адрес федерального законодателя.
В данном случае - и для обеих палат российского парламента, и каждого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - является крайне необходимым инструментарием мониторинг правового пространства. Данный мониторинг призван сыграть роль своеобразного политического и правового камертона, с помощью которого можно своевременно выявлять угрозы правовому пространству России, государству российскому, гражданскому обществу и отдельному чел��веку.
Формирование навыков владеть упомянутым камертоном отвожу не только специалистам в этой области, но и средствам массовой информации - и печатным и электронным. Именно через них можно в конце концов привить каждому отдельному человеку, независимо от занимаемого в обществе положения, привычку исполнять Конституцию и законы государства. К сожалению, на сегодня есть привычка требовать "к себе родному" самое законное отношение, а к другим, не говоря уже о государстве, - исходя из личных потребностей, наличия силы или богатства.
Но, чтобы средства массовой информации выполняли указанное выше предназначение, должна гарантированно обеспечиваться свобода слова и Президентом Российской Федерации, и Федеральным Собранием, и Правительством, и органами государственной власти субъектов Федерации, а поправки к законам, регламентирующим деятельность средств массовой информации, рассматривались бы только в направлении расширения границ конституционного принципа свободы слова.
Однако, с другой стороны, надо одновременно ужесточить законодательно ответственность СМИ за использование прёмов (в частности, дезинформации и т.п.), противоречащих журналистской этике, нарушающих российское законодательство и дискредитирующих российскую государственность.
Мы все понимаем, как велико влияние СМИ на формирование или трансформацию общественного мнения по тем или другим вопросам. Поэтому, наряду с законодательной поддержкой свободы слова, необходим и серьёзный контроль, серьёзная ответственность за пропаганду антироссийских позиций.
Таким образом, единое правовое пространство России - это правовой фундамент, позволяющий сберечь от разрушения само государство и обеспечить права и свободы его граждан; это совокупный правовой гарант политической стабильности, гарант непопадания власти в положения упомянутых героев русского баснописца.
Отсюда - необходимость неформального включения в процесс обеспечения единого правового пространства политиков, юристов, руководителей разных уровней власти, руководителей СМИ и всех членов общества. Отсюда - и тема о правовом пространстве должна стать "величиной постоянной" - Constant(oy) и доминировать в течение длительного периода в будущем. •