Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

Проблемы требуют объективных оценок

Сергей ИВАНОВ,
Министр обороны
Российской Федерации
Специально для журнала «Политика»


Сергей Борисович, Вы - первый гражданский Министр обороны России, нарушивший негласную традицию, по которой Министром обороны может быть только «сведущий» человек в погонах. Полтора года назад, когда Вы вступили в должность, отличалось ли, на Ваш взгляд, в тот момент реальное состояние Вооруженных Сил России от того, что было Вам известно и что докладывали Вам при назначении?

- Во-первых, представление меня в качестве первого гражданского Министра обороны не совсем верно. В истории Российского государства были прецеденты, когда в силу складывающихся обстоятельств и ситуации, нарушалась, как Вы отметили, "негласная традиция" и военное ведомство возглавлял гражданский человек.
В этом ничего из ряда вон выходящего я не вижу. Это - нормальная практика в зарубежных, особенно развитых странах.
В современной России основные задачи и функции, формирующие полномочия Министра обороны, определены "Положением о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденном Указом Президента РФ № 1357 от 11 ноября 1998 года. И не важно, ношу я погоны на плечах или не ношу: в качестве назначенного главы Минобороны я несу полную ответственность за их выполнение.
Во-вторых, хочу уточнить, что проблемы армии и флота, обороноспособности государства в целом, на момент назначения Министром обороны были для меня не такими уж новыми. До этого - в ранге Секретаря Совета Безопасности - мне доводилось много внимания уделять вопросам состояния и развития Вооруженных Сил страны. Решать их приходилось совместно с Правительством, Федеральным Собранием, со штабами и военными руководителями различных уровней. Поэтому в нынешнем своем качестве я ощущаю себя достаточно уверенно, и не считаю себя случайным человеком в министерском кресле.
Относительно информации о положении в армии могу сказать, что опыт немалого числа поездок по войскам, посещение практически всех основных органов военного управления подтверждают в целом её достоверность. Причем эта оценка относится равно как к информации, получаемой по официальным каналам, так и к той, что исходит от подчиненных. Поверьте, приукрашивать истинное состояние дел в Вооруженных Силах сегодня никто не стремится. Все давно уже осознали, что проводимая в армии и на флоте работа по их всестороннему совершенствованию требует объективных оценок складывающейся в них ситуации и существующих проблем.
- В чем отличие нынешнего этапа преобразования армии и флота от предыдущих? Каковы сегодня основные проблемы проводимой реформы и что нового в их решении принесет 2003 год?
- Ваш вопрос довольно объёмен. За последние десять лет не раз провозглашались различные этапы проведения военной реформы. На самом деле, в процессе современного реформирования армии и флота можно выделить три этапа: первый - с момента образования Вооруженных Сил России в мае 1992 года и до 1997 года; второй - с 1997 года до августовского заседания Совета Безопасности Российской Федерации 2000 года; и третий - с 2000 года по настоящее время.
В силу ряда объективных и субъективных причин, попытки реформирования Вооруженных Сил, предпринятые в 1992-1997 годах, не могли предусматривать серьезных структурных преобразований в них. Поэтому все, по существу, свелось к поэтапному сокращению состава и штатной численности армии и флота.
Главное, что при этом ставилось во «главу угла», - соблюдение социальных гарантий увольняемых военнослужащих. И, по большому счету, этого удалось добиться.
В 1997-2000 годах решающим стало определение замысла реформирования Вооруженных Сил до 2005 года. В соответствии с ним предусматривалось повысить их боеспособность и боеготовность, восстановить регулярную боевую подготовку войск, повысить социальный статус военнослужащих и привлекательность военной службы.
В августе 2000 года Совет Безопасности РФ на своем заседании рассмотрел состояние Вооруженных Сил и определил основные направления их строительства и развития на период до 2010 года. Принятые решения легли в основу Плана строительства и развития Вооруженных Сил и положили начало нынешнему этапу преобразований в армии и на флоте.
В соответствии с вышеназванным Планом, в настоящ��е время проводится комплекс мероприятий, направленных на дальнейшую оптимизацию состава и численности Вооруженных Сил и рассчитанных на среднесрочную перспективу.
Принятые подходы позволяют, прежде всего, преодолевать кризисные явления в войсках, привести структуру, состав и численность Вооруже��ных Сил в соответствие с уровнем существующих и прогнозируемых военных угроз Российской Федерации и финансово-экономическими возможностями государства.
Главным итогом проведенной за последние два года работы стал перевод Вооруженных Сил России на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, Военно- воздушные силы и Военно-Морской Флот. По существу реализован принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы - суша, воздух-космос, море. Как показывает мировая практика, это позволяет организовывать более тесное взаимодействие и повысить эффективность всего применяемого в однородной сфере комплекса сил и средств вооруженной борьбы.
Ракетные войска стратегического назначения преобразованы в два самостоятельных рода войск - собственно РВСН и Космические войска.
Воссоздано Главное командование Сухопутных войск. Теперь Сухопутные войска имеют все возможности для планирования своего полноценного строительства и развития, руководства территориальной обороной страны.
Значительный объем работ проделан в Военно- воздушных силах, Военно-Морском Флоте, родах войск, в структурах Тыла, других составляющих Вооруженных Сил.
В рамках оптимизации военно-административного деления территории страны количество военных округов уменьшено с 8 до 6.
В этом году мы приступили к разработке Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В рамках этого проекта с 1 сентября начат эксперимент на базе 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в городе Пскове.
В целом нам удается реализовывать намеченное по формированию облика Вооруженных Сил на перспективу до 2010-2015 годов. Дальнейшее их реформирование будет связано с внутренней оптимизацией состава видов и родов войск.
Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что современный этап преобразования Вооруженных Сил характеризуется и отличается от предыдущих реальным выполнением запланированных мероприятий.
Что касается задач, стоящих перед Министерством обороны в 2003 году. Главным по-прежнему остается обеспечение военной безопасности государства, в том числе от угроз со стороны международного терроризма. Этому будет подчинена вся проводимая работа по дальнейшему совершенствованию структуры, технической оснащенности Вооруженных Сил, кадровой политики, боевой подготовки.
В качестве приоритетной задачи на 2003 год Министерство обороны определяет подготовку перевода части Вооруженных Сил, прежде всего соединений и частей постоянной готовности, на контрактный способ комплектования. Уже в первой половине наступающего года будет доработана и представлена на рассмотрение Правительству России Концепция федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В её основу ляжет опыт проведения эксперимента на базе 7б-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, о котором я уже говорил.
Поставлена задача дальнейшей активизации боевой подготовки во всех видах и родах Вооруженных Сил, особенно в частях постоянной готовности. В соответствии с указанием Президента страны, в августе 2003 года пройдут крупномасштабные учения Тихоокеанского флота, к которым будут привлечены практически все войска, силы, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся в Дальневосточном регионе, а также силы и средства Минтранса, Минэнерго, Госком-рыболовства РФ.
В 2003 году продолжится процесс совершенствования организационно-штатной структуры Вооруженных Сил и планового приведения её к установленной численности. В рамках его будет осуществляться реализация плана перехода Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на межведомственную (сопряженную) унифицированную систему тылового обеспечения.
Начнется реализация федеральной программы реформирования системы военного образования России.
В числе наших приоритетов по-прежнему остается решение блока социальных проблем военнослужащих, в том числе подлежащих увольнению. Предусматривается дальнейшее увеличение размеров денежного содержания военнослужащих, его окончательное приведение к уровню заработной платы государственных служащих. В рамках этого процесса с 1 января 2003 года повышены оклады по воинскому званию.
В наступившем году найдут реализацию и новые решения по обеспечению в��еннослужащих жильем. Причем осуществляться это будет как по линии создания фонда служебного жилья, так и по линии, разработанной в прошлом году, накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих.
- Тема военной интеграции в рамках СНГ очень волнует и средства массовой информации, и политиков, и рядовых граждан, особенно в свете активного освоения НАТО постсоветского пространства. Как Вы относитесь к этой проблеме?

-Военное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств рассматривается Россией, как одно из важнейших направлений её внешней политики.
Следует отметить, что еще в недалеком по историческим меркам прошлом - до середины 90-х годов минувшего столетия - взаимоотношения стран-участниц СНГ характеризовались в большей мере дез-интеграционными тенденциями. Это было связано с различными причинами как объективного, так и субъективного порядка. Прежде всего, с незавершенностью процессов строительства и стано��ления национальных вооруженных сил, определения стратегических партнеров и векторов угроз безопасности. Предпринимаемые в то время попытки создания Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств не получили своего развития. Многие принятые договоры и соглашения носили скорее декларативный, чем практический характер.
На рубеже веков произошла определенная переоценка вызовов и угроз безопасности государств Содружества. Особую опасность стали представлять такие явления, как международный терроризм и религиозный экстремизм. Понимание того непреложного факта, что стратегических партнеров необходимо искать, прежде всего, в рамках Содружества - обусловило реальные шаги по пути к развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ, в том числе в военной области.
В числе первых практических шагов, предпринятых в данном направлении, безусловно, следует назвать создание объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ. В настоящее время в рамках этой системы организовано совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне ВВС России с силами и средствами ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
В соответствии с решением Совета коллективной безопасности в Центральной Азии, созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона, в состав которых входят подразделения вооруженных сил России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана со штабом в Бишкеке.
В настоящее время, после адаптации к современным условиям Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, на основе действующих механизмов сотрудничества государств-участников Договора, создается новая международная региональная структура - Организация Договора о коллективной безопасности. Устав этой Организации был подписан во время последнего саммита СНГ 7 декабря этого года в Кишиневе.
Формируются также региональные системы безопасности в Кавказском регионе с Арменией и в Восточноевропейском регионе с Белоруссией.
Интеграционные процессы в военной сфере организуются и совершенствуются и на двусторонней основе. В первую очередь это относится к государствам-участникам ДКБ. Так, в отношениях с Белоруссией Россия особое внимание уделяет координации деятельности в области военного строительства и развития вооруженных сил Союзного государства, совместному использованию объектов военной инфраструктуры, организации объединенной системы технического обеспечения создаваемой региональной группировки войск (сил).
Что касается Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, то основные усилия здесь направлены на закрепление союзнических отношений в военной области, формирование единого оборонного пространства, совершенствование нормативной правовой базы пребывания на территории этих государств российских воинских формирований.
В отношениях с Молдавией главное - это реализация решений Стамбульского саммита ОБСЕ по вывозу вооружения, военной техники и другого имущества Оперативной группы российских войск из Приднестровского региона.
С Украиной - совершенствование договорной базы в интересах решения комплекса вопросов по обеспечению жизнедеятельности Черноморского флота России, совместному использованию объектов системы предупреждения о ракетном нападении.
С Азербайджаном - развитие нормативной правовой базы функционирования российской радиолокационной станции Дарьял".
С Туркменистаном и Узбекистаном Россия строит свои отношения в военной сфере, исходя из интересов сохранения развития потенциала сотрудничества.
В отношениях с Грузией российская сторона придает большое значение обеспечению функционирования российских военных баз и объектов на её территории.
В целом, военное сотрудничество России с другими государствами Содружества оказывает позитивное влияние на все другие направления интеграции, служит обеспечению безопасности, способствует укреплению доверия, развитию добрососедских отношений между странами СНГ.
Что касается появления структур и формирований НАТО на территориях бывших республик СССР. Государства Содружества не^создают блок наподобие Варшавского договора в противовес НАТО. Цели сотрудничества наших стран совершенно иные. Поэтому присутствие на территориях ряда государств Содружества сил Североатлантического альянса существенного влияния на развитие интеграционных процессо�� в СНГ не оказывает.
В то же время Россия неоднократно на различных уровнях выражала свою позицию по вопросу расширения НАТО. Признавая данный вопрос, безусловно, внутренним делом альянса, мы подчеркиваем, что при этом не должны ущемляться законные интересы безопасности других государств.
Россия ставит вопрос о членстве некоторых стран в НАТО в зависимость от их присоединения к Договору об обычных вооруженных силах в Европе. В этой связи Министерство обороны России приняло к сведению заявления прибалтийских государств об их готовности присоединиться к адаптированному Договору, когда он вступит в силу. По нашему мнению, скорейшее начало предварительных консультаций об условиях членства в Договоре государств, заявивших о намерении стать его участниками, отвечало бы интересам развития отношений партнерства в области безопасности.
Российская сторона также рассчитывает на применение в полном объеме положений Заявления Совета НАТО относительно Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 8 декабря 1998 года к тем странам, которые вступают в альянс и не охвачены Договором о сдержанности в отношении уровней и развертывания обычных вооруженных сил. При этом должно быть соблюдено условие отказа от размещения на их территории на постоянной основе существенных боевых сил.
- Как известно, уровень боеспособности современной армии во многом определяется техническим уровнем ее вооружения. Сейчас российское оружие - одно из лучших, а может и лучшее в мире. Но что будет лет через 10? Ведь не секрет, что и наука наша, особенно фундаментальная, и ВПК пребывают не в лучшем состоянии?
-Безусловно, уровень оснащенности Вооруженных Сил современным вооружением является одним из важнейших слагаемых их боеспособности.
Армия и флот России обладают вооружением и военной техникой, позволяющими в целом успешно решать весь комплекс задач по предназначению. Однако финансово-экономические возможности государства пока еще не позволяют в полном объеме компенсировать естественное физическое и моральное старение вооружения, превышение темпов выхода техники из боевого состава над темпами восстановления её исправности и своевременного обновления.
Поэтому в настоящее время основной упор делается на модернизацию и ремонт вооружения, находящегося в войсках, и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах создания перспективного вооружения и военной техники. А в последующий период планируется начать оснащение войск оружием нового поколения.
Основным документом, на основе которого осуществляется военно-техническое обеспечение Вооруженных Сил, является Государственная программа вооружения на 2001-2010 годы. Эта программа, регламентируя деятельность федеральных органов исполнительной власти в вопросах развития системы вооружения, охватывает практически все сферы национальной безопасности России. Результаты ее реализации оказывают влияние не только на военный, но и на гражданский сектор экономики государства.
Усилия Минобороны России сосредоточены на соддержании и развитии вооружений, обеспечивающих гарантированное решение задач обороны государства.
Приоритет сохраняется за стратегическими ядерными силами (СЯС), как основой стратегической стабильности. Костяк наземной группировки СЯС России будут составлять ракетные комплексы "Тополь-М". Их производство освоено российским оборонно-промышленным комплексом, и в настоящее время обеспечивается поступление этого эффективного оружия в войска в необходимых количествах.
В морских СЯС также предполагаются определенные изменения: предусматривается сокращение типов атомных подводных лодок, завершение разработки субмарины нового поколения, получившей название "Юрий Долгорукий".
В авиационной составляющей СЯС намечена модернизация и довооружение крылатыми ракетами нового поколения стратегических самолетов, находящихся в боевом составе.
Вторым важным направлением я бы определил оснащение войск средствами вооруженной борьбы, используемыми для решения задач тактического уровня, а также при проведении контртеррористических операций. Именно это направление требует сегодня наибольшего внимания. В данной области усилия сосредоточены на развитии системы управления Вооруженными Силами, создании средств, обеспечивающих возможность заблаговременного вскрытия подготовки к агрессии, поддержании требуемого уровня боеготовности и боеспособности группировок войск и реализации их потенциальных боевых возможностей. Не меньшее значение для нас имеет создание и развитие сбалансированной комплексной системы ракетно-артиллерийского вооружения, перспективного стрелкового оружия, совершенствование бронетанковой техники. Если удастся скоординировать планы с имеющимися ресурсами, то в 2010 году предполагается развернуть серийное производство нового тактического самолета.
Реализация Государственной программы вооружения проводится в рамках государственного оборонного заказа, формируемого в соответствии с показателями Программы, как по номенклатуре работ, так и по объемам выделяемых средств.
Уровень фактического исполнения и финансирования государственного оборонного заказа в 2001 и 2002 годах в части НИОКР, закупок и ремонта вооружения и военной техники составил практически 100 % от показателей Программы. В 2003 году эта тенденция сохраняется по номенклатуре, предусмотренной программой вооружения.
Особо хочу отметить, что доля расходов на техническое оснащение Вооруженных Сил, отнесенных к суммарным расходам на их содержание по разделу "Национальная оборона" федерального бюджета, составила для Минобороны России в 2001 году - 26,4%, в 2002 году - 30,4%. К 2010 году данный показатель планируется поднять до 50%.
Для полной реализации намеченных планов требуется серьезное научное и технологическое обеспечение. Государственной программой вооружения предусматривается комплекс конкретных мероприятий по проведению научных исследований и технологических разработок по модернизации и ремонту существующего вооружения, а также по своевременному созданию научно- технологического задела для полномасштабной разработки новых образцов оружия и подготовки его серийного производства с учетом уровня развития базовых военных и промышленных технологий.
На современный этап развития системы вооружения свой отпечаток накладывает то обстоятельство, что процесс этот происходит в условиях жестких ресурсных ограничений. Поэтому особого внимания требует вопрос четкого взаимодействия Минобороны России с организациями оборонно-промышленного комплекса в интересах более эффективного и гибкого использования ресурсов, выделяемых на развитие системы вооружения.
Имеющиеся негативные тенденции, повлиявшие на состояние ОПК, сформировались из-за многократного изменения системы его управления в последние годы.
В настоящее время эта система является излишне громоздкой и включает многие федеральные органы исполнительной власти.
Так, управление организациями оборонно- промышленного комплекса страны возложено на пять российски�� агентств по оборонным отраслям промышленности, Минатом России и Минпромнауки России. Управление ОПК в части распоряжения государственной собственностью осуществляет Минимущество России. Финансово- экономическое влияние на функционирование ОПК оказывают Минфин России, Минэко-номразвития России, ряд других ведомств.
Опыт предыдущих лет показал, что обилие участников процесса координации выполнения государственного оборонного заказа и управления ОПК приводит к дроблению финансовых потоков между различными ведомствами, к несогласованности в ценовой политике, усложняет механизм принятия решений.
В результате процесс управления государственной собственностью и ресурсами, выделяемыми на развитие ОПК в интересах обеспечения создания перспективного вооружения, становится многозвенным и малоэффективным.
Вероятно, назрела необходимость изменения сло- жившейся системы управления ОПК. Конечно, при этом изменения должны носить всесторонне обоснованный характер и осуществляться поэтапно.
Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Указом Президента Российской Федерации определен порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска, воинские формирования и органы, при формировании и организации выполнения государственного оборонного заказа в части, касающейся вооружения и военной техники общего применения. Министерству обороны России, как наиболее крупному государственному заказчику, делегированы права по координации развития вооружения общего применения в интересах обеспечения решения задач обороны и безопасности государства. Мы рассматриваем это решение как значительный шаг на пути к единой системе заказов вооружения и военной техники.
Что будет через 10 лет? Уверен, что мы сумеем преодолеть имеющиеся трудности, и к указанному времени Вооруженные Силы России будут, в основном, обеспечены современным вооружением и военной техникой. Но произойдет это лишь в том случае, если предприятиями и организациями ОПК будут своевременно и в полном объеме выполняться задания, предусмотренные Государственной программой вооружения.
При этом крайне важным является финансово- экономическое обеспечение программных мероприятий со стороны Правительства страны, а также их научная и технологическая поддержка.
- Сегодня много говорят о профессиональной армии. Причем советы даются порой самые фантастические. Какой, в идеале, Министерство обороны представляет себе профессиональную российскую армию?
- Сегодня армейские проблемы у всех на слуху. Прилюдно обсуждать их нередко берутся даже те, кто весьма отдаленно представляет себе специфику вопроса. Рассуждая и советуя, многие политики, общественные деятели зачастую не понимают сути самого понятия - "профессиональная армия".
В своей основе Вооруженные Силы России были и остаются профессиональной армией. Наши генералы, офицеры и прапорщики - настоящие профессионалы своего дела, посвятившие жизнь военной службе и имеющие специальное военное образование. Скажу более, прохождение службы этими категориями военнослужащих еще с 1993 года осуществляется на контрактной основе.
Поэтому в данном контексте уместно ставить вопрос о профессионализме рядового и сержантского состава, значительную часть которого пока еще составляют военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
В целях решения названной проблемы развернута работа по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил, военной организации государства в целом. По поручению Президента России, на межведомственном уровне при ведущей роли Министерства обороны подготовлен проект Концепции федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Данная программа должна быть представлена в Правительство РФ до 1 июня 2003 года, и уже с 2004 года планируется приступить к ее практической реализации в Вооруженных Силах. В первую очередь - в соединениях и воинских частях постоянной готовности.
В рамках проекта, с 1 сентября этого года проводится эксперимент на базе 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в городе Пскове.
Конечной целью осуществляемых в армии и на флоте преобразований является создание компактных, оптимальных по структуре, составу и численности Вооруженных Сил, способных комплексно решать задачи во всех сферах вооруженного противоборства. При этом действиям войск (сил) должен быть присущ межвидовой характер.
Достижение этой цели связано с формированием принципиально нового облика Вооруженных Сил.
Каким видится этот облик сегодня?
В основе мощных и мобильных Сил общего назначения будут соединения и воинские части постоянной готовности, способные к немедленному адекватному реагированию на возникающие угрозы и наращиванию усилий на всех стратегических направлениях.
Стратегические ядерные силы - достаточные для обеспечения гарантированного сдерживания от развязывания крупномасштабной войны, в том числе с применением ядерного оружия, против России и её союзников.
Укомплектованность соединений и воинских частей профессионально подготовленным личным составом должна иметь высокую степень, а комплектование воинских должностей рядового и сержантского состава производиться преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. При сохранении призыва на военную службу должно соблюдаться обеспечение конституционного права на прохождение альтернативной гражданской службы в организациях и учреждениях Минобороны.
Новой будет система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, предусматривающая высокую эффективность проведения мобилизационных сборов с гражданами, находящимися в запасе.
На порядок вырастет оснащенность армии и флота современным вооружением и военной техникой. При этом доля новейших систем и образцов вооружения должна составлять 60-70%.
В военно-технической политике государства будет происходить опережающее проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных образцов вооружения и военной техники, соответствующих лучшим мировым стандартам, развертывание их серийного производства и поставки в войска, создание необходимого научно-технического и технологического задела на будущее.
Новым Вооруженным Силам будут присущи высокое качество оперативной выучки штабов, боевой подготовки войск и сил,' проведение полномасштабных войсковых и флотских учений. При этом, кроме традиционных форм подготовки, должны внедряться и новые - передовые: использование компьютерных технологий, современных тренажеров, обеспечивающих максимально приближенное к реальным условиям моделирование военных действий, имитацию применения вооружения и военной техники. Будут созданы такие условия, которые позволят поддерживать на высоком уровне навыки личного состава по владению боевой техникой, в том числе выполнять установленные нормы налета летному составу, а моряками - соответствующие нормы выхода в море.
Облик будущих Вооруженных Сил будут определять высокий престиж военной службы, социальная защищенность и материальная обеспеченность военнослужащих и членов их семей, наличие у них достойного жилья.
Все это, если хотите, и является тем идеалом профессиональной армии, к которому стремится и над достижением которого работает руководство страны и Вооруженных Сил в настоящее время. Однако вышеперечисленное может быть реализовано только при достаточном финансово-экономическом обеспечении проводимых в армии и на флоте преобразований.
- Вы являетесь инициатором принятия Доктрины информационной безопасности России. Готова ли, на Ваш взгляд, наша страна и, в первую очередь, соответствующие структуры Министерства обороны к полноценной информационной войне?
-Действительно, Совет Безопасности, который я возглавлял в свое время, принимал активное участие в разработке проекта названного Вами документа. Утвержденная 9 сентября 2000 года Президентом страны Доктрина информационной безопасности Российской Федерации сама по себе является следствием достаточно длительной и кропотливой работы по анализу обстановки в области обеспечения информационной безопасности государства. На основании проведенного анализа, в этом документе сформулированы угрозы национальным интересам России в информационной сфере, указаны их источники, определены основополагающие направления по их предотвращению.
Среди угроз информационной безопасности России особо следует выделить стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, разработку ими концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других государств мира. Объектами такого воздействия могут быть как духовная сфера общества, так и информационные ресурсы, автоматизированные системы управления и передачи данных. Противодействие возможной угрозе должно осуществляться комплексно. С одной стороны, государство обязано создать условия для развития отечественной индустрии современных информационных технологий, обеспечить возможность доведения до граждан полной и достоверной информации о тех или иных событиях. С другой, - необходимо защитить общество от негативных информационно-психологических воздействий, обеспечить безопасность охраняемой законом информаци�� и информационной инфраструктуры государства.
Серьезную угрозу безопасности России наносит деятельность международных террористических организаций, направленная, в том числе, и на дестабилизацию управляемости внутренними процессами в стране. Например, тенденциозное освещение рядом средств масс��вой информации событий на Северном Кавказе, безусловно, имеет свои корни в некоторых зарубежных странах. Вы знаете, конечно, о существовании русскоязычного интернетовского сайта "Кавказ", занимающегося информационной поддержкой преступных действий террористов на территории Чеченской Республики. Известно, что этот сайт создается за пределами России и финансируется из зарубежных источников.
Согласование усилий международного сообщества в области формирования "информационного общества" становится важной темой международной политики. Свидетельством этому явилось подписание в 2000 году руководителями восьми стран мира, включая Россию, Окинавской хартии глобального информационного общества.
Вот почему возникла необходимость концептуального обоснования проблемы информационной безопасности с формированием стратегии технологической безопасности в данной сфере.
Концептуальной основой для решения этой задачи и стала Доктрина информационной безопасности России, в которой впервые определено содержание национальных интересов в информационной сфере, закреплены задачи перед органами государственной власти по обеспечению безопасности от воздействия внешних и внутренних угроз. В настоящее время идет активная работа по реализации Доктрины.
Проводится такая работа и в Вооруженных Силах. Прежде всего, это развитие собственных информационных ресурсов (в первую очередь, в системе Интернет), выполнение работ по обнаружению специальных программно-технических воздействий на компьюте- ризированные образцы вооружения и военной техники, проведение мероприятий по нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих.
Полная готовность России к противодействию в "информационной войне" может быть обеспечена только совместными скоординированными усилиями всех государственных органов с использованием всего информационного ресурса страны. А пока мы находимся лишь в начале пути, который, я уверен, успешно преодолеем при условии соответствующего ресурсного обеспечения.
В целом, могу сказать, что сдвиги в решении задач по обеспечению информационной безопасности нашей страны заметны. Необходимо закрепить положительные тенденции в их развитии.
- Наполеон любил говорить, что народ, который не желает содержать свою армию, вынужден будет содержать чужую. Как в сегодняшней России обстоят дела с финансированием Вооруженных Сил, каковы перспективы в этой области и какой процент бюджета должен выделяться на нужды обороны, чтобы страна могла чувствовать себя в безопасности?
- История показала, что Наполеон ошибался во многих вещах. Не прав он оказался и в своих планах в отношении России. Но приведенное Вами утверждение выдержало испытание временем. И горе тому народу, который пренебрегает этой, ставшей уже очевидной, истиной.
Военные расходы ведущих государств мира, как правило, составляют 2-5% от их ВВП. По мнению многих экспертов, такой уровень является предельно допустимым при поступательных темпах развития экономики страны, благоприятных внешнеполитических условиях и в отсутствии внешних угроз безопасности государства.
Россия в своих расходах на оборону также стремится придерживаться этих показателей. В частности, 11 августа 2000 года Советом Безопасности РФ были регламентированы, в соответствии с экономическими возможностями страны, основные параметры расходов на национальную оборону на перспективу до 2010 года.
В последние годы удалось восстановить стабильное и ритмичное финансирование Вооруженных Сил. С экономическим ростом в России потребности армии и флота стали удовлетворяться полнее. Это позволяет в плановом порядке выполнять мероприятия по их строительству и развитию.
Расходы на национальную оборону определены в числе приоритетных и на 2003 год. Предусмотренный в бюджете этого года объем ассигнований по разделу "Национальная оборона" составляет 344,5 миллиарда рублей или 2,64 % от ВВП и 14,7 % от общих расходов федерального бюджета. В целом, можно сказать, что бюджет для нас более благоприятный, чем на 2002 год, не только в части текущего содержания военнослужащих, но и в плане материально- технического обеспечения войск. Он, как никогда, близок к параметрам, определенным решением Совета Безопасности РФ от 11 августа 2000 года.
Однако при наметившихся положительных сдвигах в финансовом обеспечении, многие направления р��сходов на армию и флот в этом году практически останутся на уровне 2002 года. Очевидно, что финансирование Вооруженных Сил будет улучшаться по мере улучшения экономической ситуации в стране.
Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что уже сегодня, в далеко не идеальных условиях, Вооруженные Силы в целом справляются с возложенными на них задачами по обеспечению безопасности страны. И, несмотря ни на какие трудности, так будет и впредь. •

Хотите обновить мебель в своём доме? Обратите внимание на продукцию, представленную в интернет магазине, расположенном по ссылке! Например, Вы можете купить шкафы в комнату, выполненные из качественнейших материалов за весьма приемлемую сумму!

Кнауф - теплоизоляция:диамант 260. Все для ремонта! Распродажа. . Яркие новинки керамической плитки - плитка италон. Выбираете плитку? . квартиры посуточно Санкт Петербург аренда . светильники Paulmann заказать

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

ПОЛИТИКА

* Россия и Япония договорились о дальнейших переговорах по мирному договору, но этот процесс может занять некоторое время и потребует настойчивых усилий, прежде чем все нерешенные проблемы могут быть решены.

(Ведомости, Российская газета)