Бизнес в современном мире – такое же оружие и инструмент власти, как ракеты, танки и самолеты. Очень важный вопрос, в чьих руках и с какими целями это оружие находится. Направлено оно на достижение исключительно личной выгоды, или осознанно направлено на пользу не только себе, но и всему обществу. Представители бизнеса в лучшем своем виде (гармонизированном с интересами общества и достойном лично) – активная часть нового гражданского общества. Но ждать этого процесса стихийно – полная утопия. Достижение симфонии власти государства, общества и бизнеса возможно и необходимо через определение единой и сбалансированной стратегии отношений государства и бизнеса.
Основой отношений власти и бизнеса является формирование единого понимания роли и места гражданина Российского Государства, в том числе предпринимателя, в глобальном и национальном контексте. Безусловно, единым знаменателем этого соотнесения должны быть традиционные религиозные и национальные ценности, идеи развития и роста, сбережения и развития народа при обеспечении стране подобающего ей места в мире.
Публичный компонент здесь – это четкие ориентиры государства, задаваемые ежегодным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, политические программы ведущих (в первую очередь – правящей) партий, работа гражданского общества над различными аспектами национальной идеи и механизмами ее осуществления.
Принцип определения стратегии отношений государства и бизнеса в России: четко определенные правила игры, основанные на области взаимных интересов государства, как представителя базовых интересов общества, и бизнеса, как активной экономической и политической силы, в значительной степени определяющей состояние и возможности России.
Содержание стратегии отношений государства и бизнеса: соотнесение и защита справедливых интересов власти и бизнеса на разных уровнях его функционирования. Первый вектор возникающей при этом экономико-политической иерархии отношений наиболее хорошо описан Фридрихом Листом и применен в германском «экономическом чуде»: те аспекты хозяйственной жизни, которые по масштабам сопоставимы с интересами частного лица, должны управляться рыночными принципами и основываться на частной собственности.
По мере возрастания значения предприятия должны возрастать черты коллективного владения, поскольку индивидуальный фактор может входить в противоречие формирующемуся корпоративному критерию. И наконец, экономические сферы, напрямую связанные с государством и его стратегическим статусом, должны контролироваться, субсидироваться и управляться государственными инстанциями, так как речь идет об интересах более высокого уровня, чем частная собственность и коллективная выгода. Пропорции между этими уровнями хозяйственной иерархии, а также методами ее поддержания и координации, определяются властью в зависимости от конкретных интересов и геополитического статуса государства в данный период времени.
Для современной России, очевидно, третьему уровню отношений соответствует нефтегазовая и горнодобывающая отрасли экономики, военная промышленность, металлургия и, в значительной степени, машиностроение и финансовый сектор.
Безусловно, этот вектор отношений власти и бизнеса накладывает существенные требования к способности власти формулировать и осуществлять национальные (в широком смысле) интересы, но это отдельная тема. Не в последнюю очередь это вызвано тем, что механизм данных отношений власти и бизнеса сложен, непроработан и противоречив, отсуствуют четкие критерии и стандартный инструментарий разделения уровней хозяйственно-политической иерерахии полномочий и, как ��ледствие, в целом повышается роль субъективного фактора.
Второй органичный вектор сопряжения интересов власти и бизнеса – отказ от охлократического либерализма и переход к либеральному протекционизму на всех уровнях взаимоотношений. А именно (и это определяет механи��м отношений!):
- честная и прозрачная фиксация (с жестким контролем выполнения) всей системы ценностей, всех «правил игры»,
- их формализация в системах показателей (при обязательном участии саморегулируемых структур бизнеса),
- выделение и ранжирование групп благоприятствования,
- привязка к ним условий предлагаемого государством инструментария: активных (протекционизм и активное содействие развитию и продвижению предприятий), активно-пассивных (преимущественные возможности получения стандартного содействия) и пассивных (фоновых) взаимодействий.
Сочетание экономико-политической иерархии с либеральным протекционизмом, составляет существо федерального компонента отношений власти и бизнеса (как на собственно региональном, так и на федеральном уровнях). Местный компонент при этом должен базироваться, в основном, на втором подходе. Заметим, что детальная проработка и, отчасти, апробация подобных механизмов уже публиковались автором в специальной литературе и монографиях.
Думаю, не надо героически преодолевать создаваемые самостоятельно трудности и противоречия между деятельными частями своего общества. Мы великий российский народ и можем существовать и развиваться, сохраняя себя, только выполняя свою геополитическую миссию. Сейчас страна имеет, может быть, последний исторический шанс подняться и вновь стать великой, привлекательной по уровню жизни и самореализации своего народа, достойным примером и центрообразующим партнером для других стран. Но это произойдет только при консолидации и гармонизации всех активных сил в обществе, несущих реальную власть, в том числе, в очень большой степени – государства и бизнеса. •
|