Россия является одним из государств, для которых свойственны основные типы миграционных проблем. Миграционная ситуация в нашей стране характеризуется достаточно большим притоком мигрантов, среди которых определенную долю составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Существует проблема их социальной адаптации и трудоустройства. Одновременно достаточно остро стоят вопросы доступа в страну нежелательных и нелегальных мигрантов, «утечки мозгов» из нашей страны и ряд проблем внутренней миграции.
Для Российской Федерации растущая миграция таит в себе множество нерешенных проблем. Жизненно важным интересам России, наносится невосполнимый ущерб неуправляемой миграцией народонаселения извне. Все чаще звучит мнение, что политика внешней открытости, свободы передвижения людей вступили в противоречие с потребностями социально-экономического развития, надежной защиты от международного терроризма и борьбы с транснациональной преступностью.
Статистическая информация о масштабах и динамике миграции у многих специалистов вызывает тревогу и обеспокоенность. Социально-экономические последствия пребывания иностранцев в России в целом оказываются отрицательными. Вера в миграцию как в благо, могущественную силу радикального и быстрого улучшения ситуации в экономике и демографии – представляется иллюзией. Беспорядочная, хаотичная миграция несет вред и разрушает устои российского общества. Поток выходцев из кризисных регионов Закавказья и Средней Азии, Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки способен вызвать разрушительные, непредвиденные и трудно поправимые последствия. Большинство из иностранных иммигрантов общественно-полезной деятельностью не занимаются. По оценке Госкомстата России нелегальные трудовые мигранты на сегодняшний день составляют 3,5-3,8 млн. человек, а в 2010 их количество прогнозируется в пределах от 14 до 19 млн. человек. В течение 2003 года на территорию России было привлечено 240 тыс. иностранных рабочих и специалистов, при этом подтверждений на право трудовой деятельности выдано меньше четверти от их общего числа. Бесконтрольный приток иностранной рабочей силы приводит к сокращению рынка труда, снижению уровня заработной платы и, в конечном счете, к ущемлению трудовых прав граждан России. В среде иностранных мигрантов постоянно фиксируется рост правонарушений.
Либеральная миграционная политика Федерального центра начала 90-х годов XX столетия, ставшая рекламой открытости России, сразу столкнулась с противодействием на местах. Ряд регионов, приток мигрантов в которые был особенно значителен, были вынуждены ввести ограничения по их приему. Подобные меры преследовали цели обеспечения стабильности и общественной безопасности, адаптации населения региона к социально-экономическим изменениям с минимальными социальными издержками. По мнению в��астей отдельных субъектов Российской Федерации, многонациональные миграционные потоки создавали угрозу социально-политической стабильности из-за роста безработицы, усиливающегося имущественного расслоения по национальному признаку, нарушения исторически сложившегося этнического баланса населения, ухудшения криминогенной и санитарно-эпидемологической обстановки.
Однако свобода передвижения и выбора МЕСТА жительства неотъемлема от свободы выбора ОБРАЗА жизни. Ограничительная миграционная политика не только нарушает права и свободы человека и гражданина, но и препятствует развитию человеческого потенциала.
Думаю, – решением здесь может стать большая предсказуемость миграционной политики на федеральном уровне. В ее основу должны быть заложены принципы усиления миграционного контроля, которые целесообразно отразить в нормативных актах. К их числу следует отнести:
– устранение возможности бесконтрольного въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, строгий учет и автоматизация процесса въезда-выезда иностранных граждан;
– изменение системы регистрации иностранных граждан по месту пребывания и месту жительства, повышение их ответственности за нарушение действующего порядка регистрации, вплоть до депортации и закрытия последующего въезда;
– устранение возможностей уклонения от налоговых и иных обязательных платежей;
– введение системы мер по миграционному контролю и механизма выдворения незаконных мигрантов;
– обязательное квотирование иностранной рабочей силы и иностранных учащихся с введением повышенной материальной и административной ответственности за нарушение установленных регистрационных норм для юридических лиц, принимающих мигрантов;
– расширение практики отказа в предоставлении гражданства Российской Федерации с целью недопущения приобретения гражданства лицами, представляющими потенциальную опасность для политических, социально-экономических и других интересов Российской Федерации;
– упорядочение категорий лиц, которым гражданство предоставляется в упрощенном порядке;
– установление порядка предоставления вида на жительство и права на трудоустройство, исходя из экономических и политических интересов Российской Федерации;
– предотвращение незаконных действий мигрантов по организации «утечки» капитала, «отмывания» незаконно полученных средств;
– стимулирование инвестиций в российскую экономику, предоставление упрощенного порядка получения вида на жительство и гражданства для лиц, осуществляющих инвестирование крупных средств в развитие промышленности;
– выработка экономических рычагов миграционных процессов, установление региональных квот для высококвалифицированных специалистов из числа мигрантов.
Продуманная миграционная политика должна стать частью геополитической и экономической стратегии Российской Федерации на ближайшие годы. Целью данной политики является нахождение баланса безопасности Государства и экономической целесообразности в интересах гражданина, с одной стороны, и долгосрочными интересами Российского Государства в условиях глобализации мирового сообщества, с другой. •
|