Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

АФГАНИСТАН, ИРАК И ТЕПЕРЬ ИРАН

Пол Роджерс

ОБ АВТОРЕ:
Пол Роджерс – профессор Брэдфордского Университета и консультант по вопросам Глобальной Безопасности Оксфордской Исследовательской Группы. Более 20 лет работал в сферах международной безопасности, контроля над вооружениями и политического насилия. Читает лекции в университетах и оборонных колледжах в нескольких странах. Опубликовал 20 книг и более 100 статей.

Вывод войск, вероятно, произойдёт в течение лета, и будет иметь малый масштаб. Возможно, всё ограничится тремя боевыми бригадами и их подразделениями поддержки. И, конечно, вывод коснётся менее одной пятой части американских войск, находящихся в настоящее время в Ираке. Учитывая реальные масштабы мятежа и трудности замены американских войск иракскими частями, даже такой вывод войск не так-то легко осуществить. Всё может в сильной степени зависеть от предпринимаемых шагов по более активному использованию авиации. Даже тот факт, что это, вероятно, увеличит жертвы среди гражданского населения через «косвенные потери», и ещё более усилит антиамериканское настроение в Ираке и во всём регионе, – не может восприниматься как препятствие.

Почти наверняка, возможный конфликт в отношении ядерных амбиций Ирана станет намного более выпуклым. За прошедшие три года этому вопросу, как правило, уделялось относительно мало внимания. Это связано с американской озабоченностью проблемами в Ираке и Афганистане, с усилиями Европейского Союза по поиску дипломатического урегулирования, а также с деятельностью администрации Буша по устранению последствий урагана Катрина. В течение января, однако, значимость проблемы в политическом спектре быстро возросла, и к концу месяца стало ясно, что назревает полномасштабный кризис.

Последствия военной акции Соединенных Штатов или Израиля против Ирана проанализированы в новом исследовании Оксфордской Исследовательской Группы, которое называется «Иран: Последствия войны». Там рассмотрены некоторые вполне вероятные исходы, включая возможность длительной войны. Всё выглядит тем более странным, что настроение на обострение укрепилось, особенно в Соединенных Штатах. Частично, это объясняется изменениями в Иране, но также и другими причинами, в соответствии с которыми Иран вызывает особое беспокойство у администрации Буша.

В Иране, избрание Махмуда Ахмадинижада в прошлом году вызвало удивление у большинства аналитиков. Его основной противник, Хашеми Рафсанджани, имел поддержку большинства представителей теократии, которая сохраняет большую власть в Иране. Но Ахмадинижад смог победить, обратившись непосредственно к беднейшим слоям электората. Он преуспел, в том числе, из-за широко распространенного представления среди электората, что большая часть теократии отдалена от людей и даже коррумпирована, а также из-за его собственного скромного личного образа жизни, заметно контрастирующего с теократическим богатством.

После прихода к власти, он начал быстро действовать для закрепления своей позиции, не в последнюю очередь через существенные изменения в Правительстве и МИДе. На это была негативная реакция в иранских политических кругах, и Ахмадинижад столкнулся с определёнными проблемами при получении одобрения Меджлиса по некоторым назначениям. Это показывает, что любой внутренний конфликт между администрацией Ахмадинижада и другими звеньями иранской политической системы – это не обычный конфликт между реформаторами и консерваторами, но больше кон��ликт между двумя различными вариантами практически бескомпромиссной политики.

Это вкладывается в контекст ясно выраженного представления в иранском обществе о том, что страна имеет полное право продвигать гражданскую программу ядерной энергетики, в том числе и как признак современности. Такой по��ход стал индикатором национального статуса, принятого не только Ахмадинижадом, но и Рафсанджани и многими представителями теократии.

Возможность кризиса с Ираном, который приводит к военному противостоянию, представляется крайней позицией для американских вооруженных сил. Это наверняка приведёт к пространственному распылению сил, особенно в армии, и заставит сократить имеющиеся обязательства в Ираке и Афганистане. НАМЕРЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ВОЕННУЮ АКЦИЮ ПРОТИВ ИРАНА БЫЛО БЫ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГЛУПОСТИ.

Есть одно прямое возражение против такого взгляда. Действие, направленное на разрушение ядерной программы Ирана, существенно отличалось бы от действий в Ираке и Афганистане. Оно будет почти полностью осуществляться ВВС и корабельным оружием, типа крылатых ракет. При этом на самом деле почти не потребуется растягивания по фронту указанных родов вооружённых сил. В ВМС и ВВС США наверняка найдутся командиры, которые будут приветствовать такую задачу, чтобы привлечь больше внимания к своим возможностям, на фоне повышенного текущего внимания к армии и морской пехоте. Опыт продолжающейся войны в Ираке показывает, что именно эти два рода войск получают большую часть дополнительных расходов на оборону.

В политике американских вооруженных сил происходит постоянная борьба всеми средствами за выгодное положение, влияние и ресурсы. Армия и морская пехота могут быть подвергнуты сильному нажиму, но это на самом деле означает, что они лишаются части имеющихся у них расходов на оборону. Возвращение внимания к военно-воздушным силам и военно-морскому флоту было бы неплохим шагом с точки зрения их перспектив.

Это никак не снижает риск превращения военного противостояния с Ираном в длительный конфликт и не объясняет абсолютное упорство администрации Буша в том, что Ирану нельзя позволить продвигаться по выбранному им пути к ядерному оружию. Объяснение такой позиции больше связано долгосрочными проблемами американской стратегии в регионе. Частично, это исходит также из американского опыта конца 1970-х годов, когда очевидно дружественный режим в стране, возглавлявшийся покойным шахом, был свергнут неожиданным и насильственным путём. Кризис с заложниками из посольства США в Иране, в частности, все еще отдаётся в Вашингтоне.

В более широком смысле, тем не менее, проблемы Ирака и Афганистана должны учитываться при определении отношений с Ираном. Три года назад, режим Талибана был изгнан из Афганистана, организация Аль-Каида, казалось, была рассеяна, и администрация Буша приняла решение сбросить режим Саддама Хуссейна в Ираке, заменив его дружественным государственным режимом, действующим на принципах свободного рынка. Иран был тогда все еще главным препятствием на пути американского контроля над безопасностью Залива. Но с установлением американского контроля над безопасностью Ирака и Афганистана, к западу и к востоку от Ирана, было ясно, что любой режим в Тегеране будет внимателен к своим отношениям с Соединенными Штатами.

Теперь всё стало совершенно по-другому. В Ираке не только развивается мятеж за пределами возможностей всех ожиданий военных специалистов, но политические события показывают, что правительство Ахмадинижада могло бы оказывать существенное влияние на будущее страны. Тем временем, Афганистан также далек от мира, и ситуация ухудшается неопределенностью в Пакистане. Имеется мало признаков разрядки ситуаций в Ираке или Афганистане. В конечном итоге, через два или три года Соединенные Штаты получат здесь очень неспокойный регион, который они не смогут контролировать, а также независимый Иран, который приблизится к возможности произвести ядерное оружие.

Возможно, что Иран не хочет этого делать. Но развитие гражданской ядерной энергетики в значительных масштабах и программы исследований, особенно если она будет связана с полным ядерным топливным циклом, даст Ирану возможность, произвести ядерное оружие, когда он решит, что это необходимо. Администрация Буша просто не готова допустить это, даже если Иран - в пределах своих прав, определённых Договором о нераспространении ядерного оружия, – будет разрабатывать гражданскую ядерную энергетику. Огромное геостратегическое значение запасов нефти в Заливе таково, что Соединенные Штаты при их текущем лидерстве не будут терпеть Иран при нынешнем или любом подобном режиме, который имеет вероятность встать на путь создания ядерного оружия.

Более того, это не только про��лема для Республиканцев. Недавний опрос общественного мнения в Соединенных Штатах показал, что большинство поддерживает военную акцию против Ирана, несмотря на события в Ираке. Возможно, что более показательным является недавно изменившееся отношение к этому вопросу одного из ведущих претендентов демократов на Белый дом в 2008 году – Хилари Клинтон. Она теперь проводит намного более твердую линию на осуществление контроля над Ираком и призывает к решительным действиям против Ирана.

Вероятно, одной из проблем, которая не оценена на достаточном уровне в Западной Европе, является эффект падения шаха и кризиса заложников, случившиеся более чем четверть века назад. По сути, эти события намного лучше объясняют происхождение текущего кризиса, чем обычно думают. Это одна из основных причин, в соответствии с которой военной акции, со всеми её опасными последствиями, все еще трудно избежать.

Удар с воздуха по Ирану израильскими или американскими силами был бы нацелен на задержку продвижения ядерной программы Ирана, по крайней мере, на пять лет. Наземное наступление Соединенных Штатов для свержения действующего режима в Иране – вряд ли возможно изза вовлечённости США в Ирак и Афганистан, и не будет реализовано. Удар с воздуха повлек бы за собой систематическое уничтожение исследований, разработок, центров поддержки и подготовки для ядерных и ракетных программ и уничтожение максимально возможного числа технически компетентных специалистов.

Американская атака, которая могла бы быть более крупной, чем израильская, повлекла бы за собой полное уничтожение иранской противовоздушной обороны, и возможностей ответного удара со стороны Ирана. При этом потребовалось бы уничтожение частей Корпуса Стражей Исламской Революции, расположенных близко к Ираку, а также регулярных или нерегулярных военно-морских сил, которые могли бы парализовать маршруты переброски нефти через Залив.

Хотя американские или израильские атаки могли бы серьёзно разрушить иранские ядерные и ракетные программы, Иран, со своей стороны, будет иметь достаточно много методов для ответа в последующие месяцы и годы. Например, можно назвать срыв производства нефти в Заливе и её экспорта, систематическую поддержку повстанцев в Ираке, несмотря на американское противодействие этому, и поддержку партнеров в Южном Ливане, которые осуществляли бы нападения на Израиль. Перед лицом военной акции Соединенных Штатов или Израиля в Иране существует значительное национальное единство. Есть также восстановленный Корпус Стражей Исламской Революции. Один из ключевых ответов Ирана – это решимость восстановить ядерную программу, быстро превратить её в программу производства ядерного оружия и выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. Это потребовало бы дальнейших атак. Поэтому военная операция против Ирана, не была бы одномоментным событием. Она привела бы в движение сложную и долговременную конфронтацию. Из этого следует, что военная акция должна быть полностью исключена, и разработаны альтернативные стратегии.

Американский контекст


Хотя возникли серьёзные трудности с американскими военными действиями в Ираке, в неоконсервативных кругах Вашингтона есть все еще доминирующее чувство, что Иран является, и всегда был, намного большей угрозой американским региональным и глобальным интересам, чем Ирак. Перед началом войны в Ираке в марте 2003 года существовало общее представление о том, что «если мы справимся с Ираком, мы не должны будем волноваться об Иране». Другими словами, если войска оказались бы способными легко сбросить режим Саддама Хусейна и заменить его устойчивым дружественным правительством, поддержанным постоянными американскими базами, то Иран был бы вынужден поклониться американской политике в регионе, и не вызывал бы крупных неприятностей.

Факт, что с Ираком не удалось справиться, как хотелось бы, и что есть значительный потенциал для иранского влияния в Ираке, - это одно из последствий решения покончить с режимом Саддама Хуссейна. Ощущение того, что Иран является большой угрозой американским интересам на Ближнем Востоке, основано, частично, на наблюдении долгосрочных последствий падения безопасного, авторитарного и проамериканского режима шаха, который так легко был разрушен в 1979 году. Шахский Иран рассматривался как ось американских интересов безопасности в Заливе - бастион против советского вмешательства. Внезапный крах режима, сопровождаемый травмирующим бессилием Соединенных Штатов во время кризиса заложников и последующего резкого антагонизма к США, который демонстрировался Исламской республикой под руководством аятоллы Хомейни, означал, что Иран стал прямым и постоянным препятствием в отношении американских интересов, которые были сконцентрированы на огромных нефтяных запасах региона. Если нефтяной фактор был важен в начале 1990-х годов, то он приобрёл гораздо большее значение 15 лет спустя. В современных условиях, ежегодно растет американская зависимость отимпорта нефти, и такой же процесс происходит в Китае. Крупные ресурсы ископаемого топлива в Заливе, придают ему огромное геополитическое значение на следующие тридцать и более лет. В такой ситуации ДЛЯ США СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМО ПОЗВОЛИТЬ ТАКОЙ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ СТРАНЕ, КАК ИРАН, ХОТЯ БЫ В МАЛОЙ МЕРЕ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К НАЛИЧИЮ СОБСТВЕННЫХ ЯДЕРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Такое «средство устрашения» очень ограничило бы американские возможности в регионе, и создало бы угрозу для их самого близкого союзника – Израиля. Вашингтон, возможно, категорически не возражает против дипломатических вариантов, которые обеспечили бы движение Ирана по пути использования ядерной инфраструктуры только в мирных целях. Однако, если такие варианты потерпят неудачу, то нужно понимать, что на определённой стадии будет предпринято уничтожение предполагаемой инфраструктуры ядерного оружия и связанных с ней средств.

Израильский фактор


Израиль располагает собственными ядерными силами с конца 1960-х годов и, как полагают, имеет приблизительно 200 ядерных боеголовок, преимущественно для доставки самолетом или ракетами класса «земля-земля». Он может также разрабатывать боеголовки для крылатых ракет подводных лодок. Даже в имеющемся варианте, Израиль расценивает указанные средства, как существенную часть своей безопасности. Начиная с иранской Революции в конце 1970-х годов, израильские правительства последовательно расценивали Иран, как самую высокую долговременную региональную угрозу.

Части израильских военно-воздушных сил разрушили иракский экспериментальный реактор в Осираке около Багдада в 1981 году, ограничив потенциал Ирака, с точки зрения использования плутония для построения ядерного оружия. Багдад находился в пределах досягаемости израильских самолетов, тогда как иранские средства были, до недавнего времени, на границе возможностей израильских военно-воздушных сил по дальности действия.

Теперь ситуация изменилась за счёт приобретения версий американских самолетов F-15 и F-16 дальнего действия: F-15I и F-16I. Самолёты F-15I находятся в настоящее время в эксплуатации, и Израиль создает флот из 102 самолетов F-16I. Их поставки начаты в 2003 году. Израильские военно-воздушные силы также приобрели у Соединенных Штатов 500 проникающих сквозь землю бомб для использования против подземных средств.

В настоящей работе предполагается, что, если бы израильские силы обороны должны были участвовать в действиях по разрушению ирански�� разработок ядерного оружия, то они делали бы это с молчаливой поддержкой Соединенных Штатов и при необходимости получили бы доступ к средствам на Северо-востоке Ирака. Цель состояла бы в том, чтобы отбросить любую ядерную программу на пять или более лет назад, и разрушить иранские ракетные разработки. Они не стали бы выходить за пределы такой цели. Американцы ставят более широкие задачи, о которых будет сказано далее.

Тесные связи между Израилем и Соединенными Штатами более широко признаны на Ближнем Востоке, чем в США или в Европе. В результате любая израильская военная акция против Ирана была бы рассмотрена, как, по существу, совместная операция с Израилем, действующим в качестве заменителя США и делающим это с прямой американской поддержкой.

«Текущие обстоятельства в соседнем Ираке очень благоприятны для существующей администрации в Тегеране и неблагоприятны для Соединенных Штатов». Ситуация в Иране усложнена текущей политической обстановкой. Относительно реформистская администрация президента Хатами не смогла осуществить требуемые реформы, чтобы удовлетворить интересы молодого, честолюбивого и часто разочарованного населения, частично потому, что консервативная теократия могла блокировать без труда многие инициативы. Правительство Хатами оказалось также не в состоянии преодолеть глубокое социально-экономическое расслоение. Такая двойная неудача, вместе с блокированием реформистских подходов к власти со стороны теократии, ограничили возможности выдвижения кандидатов на выборах 2005 года в Меджлис и в Президенты. Неожиданное избрание г-на Ахмадинижада, при сильной поддержке Корпуса Стражей Исламской Революции, произошло частично, потому что он, как считали, выступал в пользу бедных.

Политика президента Ахмадинижада, начиная с момента прихода к власти, была в определённой мере непредсказуемой. Появились резкие общественные атаки на Израиль, началась замена людей с умеренными взглядами и технократов в ключевых министерствах и дипломатических миссиях и увольнения со службы тех, кто ранее занимался переговорами по ядерным проблемам. Такие шаги, вероятно, вызывали дальнейшие напряженные отношения с Вашингтоном. Они не обязательно популярны в иранском политическом спектре, который может включать существенные элементы могущественной теократии. Возможно, что администрация Ахмадинижада может скоро столкнуться с серьезными проблемами стабильности, но это может привести к укреплению политики, ускоряющей кризис с Соединенными Штатами.

Кроме того, текущие обстоятельства в соседнем Ираке в значительной мере благоприятствуют существующей администрации в Тегеране и неблагоприятны для Соединенных Штатов. Продвижение к более широкой представительности власти в Ираке неизменно означает получение больших властных полномочий для шиитского сообщества, многие представители которого имеют близкие связи с Ираном. Несмотря на регулярные требования иранской поддержки со стороны некоторых шиитских боевиков в Ираке, мало что подтверждает существенную официальную причастность Ирана, но потенциал, конечно, существует. Великобритания сделала определённые заявления об иранской причастности к распространению некоторых технологий вооружения, но Иран, в свою очередь, обвиняет Великобританию и США в поддержке диссидентов, даже в том, что они имеют отношение к недавним взрывам в Иране.

Американская военная атака по иранской ядерной инфраструктуре была бы началом длительного военного противостояния, которое вероятно вовлечет Ирак, Израиль и Ливан, так же как Соединенные Штаты и Иран, и возможно прозападные страны Персидского залива. Нападение Израиля, имеющее первоначально меньший масштаб, почти наверняка расширилось бы, вовлекло бы Соединенные Штаты, и положило начало длительному конфликту.

Хотя нападение со стороны любого государства могло бы серьезно уменьшить потенциал ядерного развития Ирана, с его стороны возможны многочисленные ответные действия, в результате которых возникнет длительный конфликт. Кроме того, можно ожидать, что Иран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия и будет участвовать в программе ядерного оружия максимально ускоренными темпами. Это привело бы к дальнейшей военной акции против Ирана, и установлению очень опасного цикла насилия. Ожидалось, что свержение режима Саддама Хуссейна, приведёт к созданию в Ираке дружественного государства. Вместо этого возник очень неустойчивый и дорогостоящий конфликт, конец которого не виден. Это, тем не менее, не предотвращает нападение США или Израиля на Иран, даже притом, что, как ожидают, последствия были бы здесь более серьёзными. Вывод из настоящего анализа состоит в том, что военный ответ на текущий кризис в отношениях с Ираном – является особенно опасным вариантом и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться! Необходимо искать альтернативные подходы, сколь бы трудными они ни были.
Плиты перекрытий производства ярославль. Трейд ин не плиты. Изготовление плит перекрытия. . подводное снаряжение . От достойной компании: 7200-30831-114 . Сцепление форд фокус - каталог запчастей форд. Запчасти б/у на Форд, Опель и др.

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

Русская пресса с п��рвого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

ПОЛИТИКА

* Россия и Япония договорились о дальнейших переговорах по мирному договору, но этот процесс может занять некоторое время и потребует настойчивых усилий, прежде чем все нерешенные проблемы могут быть решены.

(Ведомости, Российская газета)