АФГАНИСТАН, ИРАК И ТЕПЕРЬ ИРАН
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
20 Нояб 2011
- Опубликовано 20.11.2011 15:50
Пол Роджерс
ОБ АВТОРЕ: |
Вывод войск, вероятно, произойдёт в течение лета, и будет иметь малый масштаб. Возможно, всё ограничится тремя боевыми бригадами и их подразделениями поддержки. И, конечно, вывод коснётся менее одной пятой части американских войск, находящихся в настоящее время в Ираке. Учитывая реальные масштабы мятежа и трудности замены американских войск иракскими частями, даже такой вывод войск не так-то легко осуществить. Всё может в сильной степени зависеть от предпринимаемых шагов по более активному использованию авиации. Даже тот факт, что это, вероятно, увеличит жертвы среди гражданского населения через «косвенные потери», и ещё более усилит антиамериканское настроение в Ираке и во всём регионе, – не может восприниматься как препятствие. Американский контекстХотя возникли серьёзные трудности с американскими военными действиями в Ираке, в неоконсервативных кругах Вашингтона есть все еще доминирующее чувство, что Иран является, и всегда был, намного большей угрозой американским региональным и глобальным интересам, чем Ирак. Перед началом войны в Ираке в марте 2003 года существовало общее представление о том, что «если мы справимся с Ираком, мы не должны будем волноваться об Иране». Другими словами, если войска оказались бы способными легко сбросить режим Саддама Хусейна и заменить его устойчивым дружественным правительством, поддержанным постоянными американскими базами, то Иран был бы вынужден поклониться американской политике в регионе, и не вызывал бы крупных неприятностей. Факт, что с Ираком не удалось справиться, как хотелось бы, и что есть значительный потенциал для иранского влияния в Ираке, - это одно из последствий решения покончить с режимом Саддама Хуссейна. Ощущение того, что Иран является большой угрозой американским интересам на Ближнем Востоке, основано, частично, на наблюдении долгосрочных последствий падения безопасного, авторитарного и проамериканского режима шаха, который так легко был разрушен в 1979 году. Шахский Иран рассматривался как ось американских интересов безопасности в Заливе - бастион против советского вмешательства. Внезапный крах режима, сопровождаемый травмирующим бессилием Соединенных Штатов во время кризиса заложников и последующего резкого антагонизма к США, который демонстрировался Исламской республикой под руководством аятоллы Хомейни, означал, что Иран стал прямым и постоянным препятствием в отношении американских интересов, которые были сконцентрированы на огромных нефтяных запасах региона. Если нефтяной фактор был важен в начале 1990-х годов, то он приобрёл гораздо большее значение 15 лет спустя. В современных условиях, ежегодно растет американская зависимость отимпорта нефти, и такой же процесс происходит в Китае. Крупные ресурсы ископаемого топлива в Заливе, придают ему огромное геополитическое значение на следующие тридцать и более лет. В такой ситуации ДЛЯ США СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМО ПОЗВОЛИТЬ ТАКОЙ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ СТРАНЕ, КАК ИРАН, ХОТЯ БЫ В МАЛОЙ МЕРЕ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К НАЛИЧИЮ СОБСТВЕННЫХ ЯДЕРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Такое «средство устрашения» очень ограничило бы американские возможности в регионе, и создало бы угрозу для их самого близкого союзника – Израиля. Вашингтон, возможно, категорически не возражает против дипломатических вариантов, которые обеспечили бы движение Ирана по пути использования ядерной инфраструктуры только в мирных целях. Однако, если такие варианты потерпят неудачу, то нужно понимать, что на определённой стадии будет предпринято уничтожение предполагаемой инфраструктуры ядерного оружия и связанных с ней средств. Израильский факторИзраиль располагает собственными ядерными силами с конца 1960-х годов и, как полагают, имеет приблизительно 200 ядерных боеголовок, преимущественно для доставки самолетом или ракетами класса «земля-земля». Он может также разрабатывать боеголовки для крылатых ракет подводных лодок. Даже в имеющемся варианте, Израиль расценивает указанные средства, как существенную часть своей безопасности. Начиная с иранской Революции в конце 1970-х годов, израильские правительства последовательно расценивали Иран, как самую высокую долговременную региональную угрозу. Части израильских военно-воздушных сил разрушили иракский экспериментальный реактор в Осираке около Багдада в 1981 году, ограничив потенциал Ирака, с точки зрения использования плутония для построения ядерного оружия. Багдад находился в пределах досягаемости израильских самолетов, тогда как иранские средства были, до недавнего времени, на границе возможностей израильских военно-воздушных сил по дальности действия. Теперь ситуация изменилась за счёт приобретения версий американских самолетов F-15 и F-16 дальнего действия: F-15I и F-16I. Самолёты F-15I находятся в настоящее время в эксплуатации, и Израиль создает флот из 102 самолетов F-16I. Их поставки начаты в 2003 году. Израильские военно-воздушные силы также приобрели у Соединенных Штатов 500 проникающих сквозь землю бомб для использования против подземных средств. В настоящей работе предполагается, что, если бы израильские силы обороны должны были участвовать в действиях по разрушению ирански�� разработок ядерного оружия, то они делали бы это с молчаливой поддержкой Соединенных Штатов и при необходимости получили бы доступ к средствам на Северо-востоке Ирака. Цель состояла бы в том, чтобы отбросить любую ядерную программу на пять или более лет назад, и разрушить иранские ракетные разработки. Они не стали бы выходить за пределы такой цели. Американцы ставят более широкие задачи, о которых будет сказано далее. Тесные связи между Израилем и Соединенными Штатами более широко признаны на Ближнем Востоке, чем в США или в Европе. В результате любая израильская военная акция против Ирана была бы рассмотрена, как, по существу, совместная операция с Израилем, действующим в качестве заменителя США и делающим это с прямой американской поддержкой. «Текущие обстоятельства в соседнем Ираке очень благоприятны для существующей администрации в Тегеране и неблагоприятны для Соединенных Штатов». Ситуация в Иране усложнена текущей политической обстановкой. Относительно реформистская администрация президента Хатами не смогла осуществить требуемые реформы, чтобы удовлетворить интересы молодого, честолюбивого и часто разочарованного населения, частично потому, что консервативная теократия могла блокировать без труда многие инициативы. Правительство Хатами оказалось также не в состоянии преодолеть глубокое социально-экономическое расслоение. Такая двойная неудача, вместе с блокированием реформистских подходов к власти со стороны теократии, ограничили возможности выдвижения кандидатов на выборах 2005 года в Меджлис и в Президенты. Неожиданное избрание г-на Ахмадинижада, при сильной поддержке Корпуса Стражей Исламской Революции, произошло частично, потому что он, как считали, выступал в пользу бедных. Политика президента Ахмадинижада, начиная с момента прихода к власти, была в определённой мере непредсказуемой. Появились резкие общественные атаки на Израиль, началась замена людей с умеренными взглядами и технократов в ключевых министерствах и дипломатических миссиях и увольнения со службы тех, кто ранее занимался переговорами по ядерным проблемам. Такие шаги, вероятно, вызывали дальнейшие напряженные отношения с Вашингтоном. Они не обязательно популярны в иранском политическом спектре, который может включать существенные элементы могущественной теократии. Возможно, что администрация Ахмадинижада может скоро столкнуться с серьезными проблемами стабильности, но это может привести к укреплению политики, ускоряющей кризис с Соединенными Штатами. Кроме того, текущие обстоятельства в соседнем Ираке в значительной мере благоприятствуют существующей администрации в Тегеране и неблагоприятны для Соединенных Штатов. Продвижение к более широкой представительности власти в Ираке неизменно означает получение больших властных полномочий для шиитского сообщества, многие представители которого имеют близкие связи с Ираном. Несмотря на регулярные требования иранской поддержки со стороны некоторых шиитских боевиков в Ираке, мало что подтверждает существенную официальную причастность Ирана, но потенциал, конечно, существует. Великобритания сделала определённые заявления об иранской причастности к распространению некоторых технологий вооружения, но Иран, в свою очередь, обвиняет Великобританию и США в поддержке диссидентов, даже в том, что они имеют отношение к недавним взрывам в Иране. Американская военная атака по иранской ядерной инфраструктуре была бы началом длительного военного противостояния, которое вероятно вовлечет Ирак, Израиль и Ливан, так же как Соединенные Штаты и Иран, и возможно прозападные страны Персидского залива. Нападение Израиля, имеющее первоначально меньший масштаб, почти наверняка расширилось бы, вовлекло бы Соединенные Штаты, и положило начало длительному конфликту. Хотя нападение со стороны любого государства могло бы серьезно уменьшить потенциал ядерного развития Ирана, с его стороны возможны многочисленные ответные действия, в результате которых возникнет длительный конфликт. Кроме того, можно ожидать, что Иран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия и будет участвовать в программе ядерного оружия максимально ускоренными темпами. Это привело бы к дальнейшей военной акции против Ирана, и установлению очень опасного цикла насилия. Ожидалось, что свержение режима Саддама Хуссейна, приведёт к созданию в Ираке дружественного государства. Вместо этого возник очень неустойчивый и дорогостоящий конфликт, конец которого не виден. Это, тем не менее, не предотвращает нападение США или Израиля на Иран, даже притом, что, как ожидают, последствия были бы здесь более серьёзными. Вывод из настоящего анализа состоит в том, что военный ответ на текущий кризис в отношениях с Ираном – является особенно опасным вариантом и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться! Необходимо искать альтернативные подходы, сколь бы трудными они ни были. • |