РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ГАРАЖ ГАРАЖ № 1
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
20 Нояб 2011
- Опубликовано 20.11.2011 19:35
ОБ АВТОРАХ: |
Первые автомобили в царских резиденцияхВсё имеет свое начало... Так и Собственный Его Императорского Величества Гараж имел свою, достаточно длинную, предысторию.При Императорском Дворе средствам передвижения всегда уделялось первостепенное внимание, и они традиционно занимали важное место в повседневной жизни. Поскольку русские цари и их многочисленная свита веками ездили верхом, в каретах и санях, то для их обслуживания во второй четверти XVIII века была образована Придворная Конюшенная контора, которая к началу XX века стала именоваться Придворной Конюшенной частью. Следует отметить, что российские монархи были необычайно мобильны. В историю вошла знаменитая поездка Екатерины II в Крым в 1787 году. Императрицу сопровождал огромный штат слуг и придворных. В этой «акции» участвовал и дипломатический корпус, годами спокойно живший в Санкт-Петербурге. Безусловно, столь масштабный вояж потребовал громадных усилий Придворной конюшенной конторы. Во время путешествия кортеж Екатерины II состоял из 14 карет и 124 саней, на каждой станции для подмены его ожидали 560 лошадей. Карета императрицы, по свидетельствам очевидцев, представляла собой целый вагон, имела несколько отсеков (кабинет, гостиная на восемь человек, игорный зал, маленькая библиотека) и была снабжена всеми возможными в то время удобствами. В движение эта передвижная усадьба приводилась силами тридцати лошадей и обладала завидной плавностью хода. К концу XVIII века экипажи нашли широкое применение во всех слоях привилегированного общества и, по мнению самой Екатерины II, «излишество в экипажах превзошло пределы умеренности», поэтому в 1779 году был издан специальный указ, строго регламентировавший вид экипажа и форму выезда для различных классов дворян и чиновников. Даже отправляясь с визитом за границу, русские монархи брали с собой своих личных верховых лошадей и кареты для императриц. Свита довольствовалась теми лошадьми, которые предоставляла принимающая сторона. Однако жизнь брала своё. В императорских резиденциях появились лифты, паровое отопление, электрический свет и телефоны. Само время, для которого было характерно бурное развитие изобретательства, требовало опробовать и использовать технические новинки, которые в недалёком прошлом были немыслимы. Так случилось и с автомобилями. Техника в конце XIX века развивалась стремительно. То, что еще несколько лет назад казалось смешной и довольно уродливой новинкой, быстро становилось модным и совершенно неотъемлемым явлением повседневной жизни. Первые автомобили появились в России в 1890-х годах. Большинство авторов, занимающихся историей автомобилестроения, сходятся в том, что первый автомобиль в России приобрел в Одессе в 1891 году редактор «Одесского листка» В.В. Навроцкий. В 1892 году в Одессу впервые был поставлен французский автомобиль «Панар-Левассор». За ним последовали немецкие автомобили фирмы «Бенц». В августе 1895 года состоялось первое непосредственное знакомство царя с экипажем, снабжённым бензиновым двигателем. Приводя этот факт, следует отметить оперативность Николая II в знакомстве с техническими новинками: по свидетельству ряда специалистов, первый иностранный автомобиль появился в Санкт-Петербурге 9 августа 1895 года. А уже 13 августа Николай II записал в дневнике: «Митя показывал свой новый бензиновый экипаж, на кот. я прокатился низом Александрии». Трудно сказать, какую конструкцию имел в виду Николай II под словами «бензиновый экипаж». Но, судя по тому, что он «прокатился» на нём вдвоём с великим князем, вполне можно допустить, что великий князь Дмитрий Константинов��ч, который курировал императорские конные заводы, то есть профессионально был связан со средствами передвижения, мог демонстрировать царю один из первых автомобилей с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, на котором они и совершили поездку по аллеям Александрийского парка в Петергофе. К 1903 году автомобили перестали быть диковиной, но ещё не стали повседневностью аристократически-чиновного Петербурга. В 1905 году Николай II начал постоянно прогуливаться на машине. Царская семья по традиции с весны переехала в Царское Село. Царь катался на автомобиле мужа своей младшей сестры – великого князя Михаила Александровича. В своих кратких дневниковых записях Николай II подчеркивает, прежде всего, удобство и быстроту поездок. Тогда же Николай II начал свои поездки с князем В.Н. Орловым. Генерал А.А. Мосолов упоминал об этих прогулках: «Орлов предоставил свой автомобиль в распоряжение государя; поездки стали совершаться почти каждый день, особенно после того, как князь доставил в свой гараж еще более совершенную машину. С тех пор он не покидал шофёрского места. Он возил Их Величества в разных направлениях; опасаясь нападения на автомобиль или каких-нибудь других непредвиденных обстоятельств, он не позволял шофёру занять его место». После этих поездок Николай II принимает принципиальное решение о приобретении собственного автомобиля. Вероятно, подобное желание Николай II мимоходом высказал ещё в мае 1905 года, поскольку тогда князь В.Н. Орлов записал: «Государь полюбил автомобиль и решил приобрести себе тоже несколько штук». В вопросе о приобретении автомобилей огромное значение имела позиция министра Императорского Двора В.Б. Фредерикса. Следует подчеркнуть, что, судя по воспоминаниям А.А. Мосолова, именно В.Б. Фредерикс инициировал вопрос о приобретении автомобилей для царя. «Через шесть месяцев Фредерикс спросил царя, не хочет ли он завести себе автомобиль. Царь ответил: «Да, вы правы. Нельзя дальше злоупотреблять добротой Орлова. Велите купить две или три машины, да поручите это сделать Орлову, он разбирается в этом лучше всякого профессионала». Таким образом, осенью 1905 года состоялось принципиальное решение о приобретении первых автомобилей, принятое Николаем II. Был определён и человек, отвечавший за приобретение первых автомобилей для Императорского гаража. Им стал флигель-адъютант князь Владимир Николаевич Орлов (1868–1927). Он и являлся фактическим «куратором» Императорского гаража. Первые автомобили, закупленные В.Н. Орловым, появились в Александровском дворце Царского Села в начале 1906 года. Это были французские и немецкие машины. Во Франции был приобретён представительский лимузин (фаэтон) фирмы «Delaunnay-Belleville». Его использовали для коротких поездок по пригородам и Петербургу. Для дальних поездок и обслуживания Свиты было приобретено четыре быстроходных автомобиля фирмы «Mercedes» модификации «16–40». А.А. Мосолов в воспоминаниях, несколько греша против истины, писал: «...К концу года императорский гараж был хорошо укомплектован. В нем было десять машин – позже их стало двадцать – и школа шофёров. Орлов продолжал возить царя и царицу». Если говорить о качественных характеристиках приобретённых автомобилей, то следует отметить, что «Delaunnay?Belleville» поражал роскошью, а «Mercedes» уже тогда считался одним из самых быстроходных. В 1904 году его туристическая модификация могла держать скорость в 85 миль в час. Именно эти машины положили начало автомобильному парку Императорского гаража. Необходимо сказать несколько слов о поставщиках Двора Его Императорского Величества. Это звание свидетельствовало не только о высочайшем качестве товара, но и о безупречной репутации фирмы. Во второй половине XIX века складывается жёсткий порядок присвоения звания. Главным условием его получения было 7–10-летнее безупречное сотрудничество с Императорским Двором. Следует отметить, что для иностранных фирм правила, дающие основание для получения звания поставщика Высочайшего Двора, не соблюдались в полной мере. Так, для них был вполне достаточен 5-летний срок сотрудничества. Поэтому к 1912–1913 годам ряд фирм, начавших сотрудничество с Императорским гаражом в 1905–1907 годах, были удостоены включения в список «Поставщики высочайшего двора» (таблица приводится в написании оригинала): Строительство гаражаДля купленных дорогих автомобилей и их обслуживания необходимо было помещение. В конце 1905 – начале 1906 года в Царском Селе и Петергофе началось строительство гаражных помещений для хранения и обслуживания купленных автомобилей.После завершения масштабного строительства, часть машин разместилась в Царском Селе, часть – в здании Конюшенного ведомства в Петербурге и небольшое количество – в Петергофе. В Ливадии к весне 1911 года был готов гараж на 25 машин для нужд Двора во время летнего пребывания в Крыму. В Императорском гараже изначально сложились три группы автомобилей: к первому разряду относились машины, обслуживавшие царскую семью. В эту группу входили автомобили лучших европейских марок. Так, со временем, «императорский разряд» пополнился немецкими «Mercedes», английскими «Rolls-Royce», французскими «Delaunnay-Belleville», «Brasier», «Renault» (с 6-цилиндровым двигателем объемом 7536 см, мощностью в 40 л.с. Второй разряд – машины, обслуживавшие императорскую Свиту. В 1913 году в ее распоряжении было 13 автомобилей, в 1917?м – 19. Третий разряд составляли автомобили Дворцового Коменданта. Постепенно сложился и четвёртый разряд – хозяйственные автомобили, представленные грузовиками и автобусами, полевой кухней на автомобиле и тягачом (поезд «Ренар» с двумя прицепными платформами, купленный в 1908 г.). После появления первых автомобилей, парк которых постоянно увеличивался, возникла необходимость решить кадровые проблемы. Князь В.Н. Орлов выступил инициатором открытия «Императорской школы шофёров». Он же подобрал личного шофёра Николаю II. Им ста�� француз с безупречными рекомендациями – 25-летний Адольф Кегресс. Некоторое время В.Н. Орлов постоянно ездил с новым шофёром, проверяя его. Высочайшее учреждение Императорского гаража. 1907 год.18 февраля 1907 года министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс подготовил записку императору «О временной организации автомобильной части». Именно эта записка фактически положила начало превращению временной структуры в постоянное подразделение Министерства Императорского Двора.На записке В.Б. Фредерикс зафиксировал устное распоряжение царя: «Высочайше повелено исполнить». В соответствии с докладом, во главе Гаража руководителем?инспектором был поставлен флигель-адъютант полковник князь В.Н. Орлов. Именно этот документ, завизированный Николаем II 18 февраля 1907 года, стал точкой отсчёта официального существования Гаража, как одного из подразделений Министерства Императорского Двора. Судя по всему, Собственный Его Величества Гараж был любимым детищем императора. Князь Орлов обладал большими полномочиями и мог, в случае необходимости, закупать отдельные детали, части двигателей, шины и прочее за границей, ставя перед фактом всесильный Кабинет Его Величества и Контроль Министерства Императорского Двора. Это раздражало, но за спиной Орлова был сам Николай II, а князь считался его личным другом. Всю технику Гаража обслуживал 21 водитель. К началу 1910 года автомобили прочно вошли в повседневную жизнь императорской семьи. Николай II предпочитал роскошные французские автомобили фирмы «Delaunnay-Belleville». Видимо, поначалу этот выбор был продиктован пристрастием к ним князя Орлова, и только позже царь сам оценил и полюбил эти автомобили, ставшие символом великолепия Императорского гаража. К 1907 году качество, мощность и надёжность лимузинов «Delaunnay-Belleville» сделали их популярными в аристократической среде европейских монархических дворов. В 1908 году князь Орлов заказал еще несколько роскошных автомобилей для Императорского гаража. Выполняя престижный заказ российского Императорского Двора, к 1909 году фирма изготовила специальную версию автомобиля. Она была обозначена как «Delaunnay-Belleville – 70 S.M.T.». Сокращение «S.M.T.» шло от французского «Sa Majesti le Tsar» – «Его Императорское Величество». Эту модификацию называли царским автомобилем. Было изготовлено только четыре таких автомобиля. Естественно, заказы российского Императорского Двора были крайне престижны для «Delaunnay-Belleville», поэтому автомобили модификации «S.M.T.» изготавливались особенно тщательно и с максимальной роскошью. Многие внешние элементы отделки – от обрамления радиатора до корпусов фар и колёсных колпаков – оформлялись «под золото», на дверях красовались царские гербы, салон был отделан лакированной кожей. Этот автомобиль, вплоть до Первой мировой войны, оставался одной из самых роскошных машин мира. Его репутация пережила две мировые войны. Последний «Delaunnay-Belleville» был произведён в 1948 году. Но «золотой век» компании пришёлся именно на период с 1907 по 1914 год, когда она поставляла свои автомобили для Императорского Двора. Примечательно, что на тюнинге царских автомобилей сказывались и личные пристрастия владельцев. Так, известно, что императрица Александра считала «своим» символом свастику. Следует подчеркнуть, что до начала 1920-х годов это был просто один из древнейших восточных символов. Изображение свастики (на санскрите слово означало «скрещенные на груди руки») считалось в Древней Индии знаком плодородия и вечного возрождения и часто использовалось в Европе XIX века, как элемент ювелирного украшения или архитектурного декора. Отечественные автомобилиИз отечественных автомобилей в составе Императорского гаража было только два «Руссо-Балта». Производившиеся в Риге и Санкт-Петербурге «Руссо-Балты» были самыми роскошными отечественными автомобилями. На пробке радиатора этих машин завод имел право устанавливать фигурку двуглавого орла – символа Российской империи. В журнале сдачи готовой продукции «Руссо-Балта» значится, что Императорский гараж заказал, как минимум, две машины. Их модификации: одна – XIII серии, модели «К12» под № 217 с кузовом «ландоле», а другая – XIII серии, модели «С24» под № 270, тоже с кузовом «ландоле».Официальное покровительство Николая II развитию автомобильного дела в России оформляется в 1910 году. В это время произошло несколько важных для автомобильного мира России событий. Так, 19 декабря 1909 года Российское автомобильное общество (РАО) переименовали в «Императорское» (ИРАО). Покровительство Николая II существенно повышало статус этой организации. Весьма важно и то, что президентом ИРАО стал министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс. Вице-президентами также были люди, близкие к императорскому двору, – князь А.Д. Оболенский и флигель?адъютант В.В. Свечин, фак��ический руководитель ИРАО и «душа русского автомобилизма и спорта». По инициативе Дворцового Коменданта, ведавшего всей императорской охраной, в ноябре 1911 года был впервые поднят очень важный вопрос, связанный с номерными знаками императорских автомобилей. Инициативу Дворцового Коменданта поддержал В.Б. Фредерикс. В результате были разработаны особые номерные знаки, которые укреплялись «на задней оси» автомобиля. Номерные знаки представляли собой «дощечки» синего цвета с белой императорской короной. Рядом с короной была расположена одна белая буква для «моторов пассажирских». При этом подчёркивалось, что только «Собственные ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА автомобили никаких знаков иметь не будут». Таким образом, собственные императорские автомобили продолжали ездить без номеров, все остальные легковые автомобили получили номера с изображением белой императорской короны и белой буквы, начиная с «А». Кроме этого, руководство Гаража обязали обеспечить всех шофёров двумя «удостоверениями с казённой печатью» – одним обычным и одним специальным. Николай II оставил своим «преемникам» роскошную коллекцию лучших на то время автомобилей. По существующим на сегодняшний день оценкам, их общая стоимость (в ценах 1913 г.) на 1917 год составляла около 1 млн. руб. Это при том, что розничная цена легкового автомобиля (тогда – предмета роскоши) с двухлитровым мотором составляла тогда около 5 тыс. руб. • Фото из коллекции Федеральной службы охраны РФ. При подготовке статьи использованы материалы из книг «История государственной охраны России. Собственная Его Императорского Величества охрана. 1881–1917», вышедшей в издательстве «Медиа Пресс» в 2006 году, и «Главный гараж России: от Собственного Его Императорского Величества гаража до Гаража особого назначения. 1907–2007», вышедшей в том же издательстве в 2007 году. |