ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОССИИ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
20 Нояб 2011
- Опубликовано 20.11.2011 17:29
Рудольф Иванович Абель – так назвался при аресте в США советский разведчик-нелегал Вильям Генрихович Фишер (оперативный псевдоним «Марк»).
Сложную жизнь прожил этот человек. Его отец – Генрих Матвеевич Фишер родился в Ярославской губернии, в семье немцев, выписанных в свое время из Германии князем А.Б. Куракиным. Шестнадцатилетним юношей он приехал в Петербург в поисках работы и сразу же включился в революционную деятельность, став членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Был арестован, выслан за границу и вместе с женой Любовью Васильевной (уроженкой города Хвалынска Саратовской губернии) поселился в Англии, в городе Ньюкасл-на-Тайне.
11 июля 1903 г. у Фишеров родился мальчик. По обоюдному согласию родители назвали его Вильямом – в честь Шекспира. В детстве Вилли был упрямым молчуном, исключительно правдивым и честным. Незаурядные способности и любовь к чтению помогли ему в 16 лет сдать вступительные экзамены в Лондонский университет. В 1920 г. семья возвратилась в Москву, и в 1924 г. Вилли поступил в Институт востоковедения имени Н. Нариманова. Успешно окончил первый курс, но дальше учиться не пришлось – его призвали на воинскую службу.
В 1-м радиотелеграфном полку Московского военного округа Вильям получил специальность радиста, сыгравшую важную роль в его дальнейшей судьбе. В армии он подружился с Э.Т. Кренкелем, будущим известным полярником, радистом экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс. После демобилизации Вильям работал в Научно-испытательном институте Военно-воздушных сил. Тогда же познакомился с Еленой Лебедевой – студенткой Московской консерватории по классу арфы. Сблизила молодых людей любовь к музыке – сам Вильям хорошо играл на пианино, гитаре, мандолине. Состоялось бракосочетание, а через два года у них родилась дочь.
В 1927 г. В. Фишер начал службу в органах госбезопасности; для выполнения разведывательных заданий неоднократно выезжал за рубеж. Но в 1939 г. был уволен из органов. Это стало для него тяжелым ударом, несмотря на уверения коллег, что причиной тому не его непрофессионализм, а особенности «переживаемого момента». Устроился инженером на один из московских авиационных заводов, однако проработал там недолго, – осенью 1941 г. его вернули в НКВД. Зачислили во вновь созданное подразделение, занимавшееся организацией боевых разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов в тылу врага.
После войны Вильям Генрихович вновь становится сотрудником ПГУ КГБ СССР. Резкое обострение международной обстановки привело к тому, что в условиях «холодной войны» усилилась активность западных разведок против нашей страны. Соответственно активизировалась работа и наших органов госбезопасности, в том числе – внешней разведки. В задачи входило: своевременно выявлять замыслы иностранных спецслужб, парализовывать их действия и обеспечивать безопасность Родины. Началась интенсивная подготовка разведчиковнелегалов для работы за рубежом. Среди них был и Вильям Фишер – «Марк».
Учитывая его личные и деловые качества, оперативный опыт и уровень подготовки, руководство внешней разведки приняло решение направить «Марка» на ответственный участок работы – в США. В ноябре 1948 г. он выехал в командировку, которой суждено было продлиться четырнадцать лет (пять из них – провел в тюремном заключении). Как известно, Фишер стал жертвой предательства. 21 июня 1957 г. он был арестован в Нью-Йорке и осужден на 30 лет тюрьмы. При аресте американскими властями Фишер назвался Рудольфом Ивановичем Абелем. С этим именем и вошел в Историю.
Родина не оставила его в беде. 10 февраля 1962 г. был произведен обмен Рудольфа Ивановича Абеля на осужденного в СССР американского летчика Г. Пауэрса. Это произошло в Германии, на мосту Глинике, с конца второй мировой войны носившем – такое вот совпадение! – название «Мост свободы».
После лечения и отдыха Абель вернулся к работе в центральном аппарате внешней разведки, практически до последних дней передавая опыт молодым чекистам-разведчикам.
Абель-Фишер прожил напряженную и сложную жизнь. У тех, кто был с ним близко знаком, он всегда вызывал уважительный интерес и симпатии. Сразу и надолго. Даже за решеткой американской тюрьмы особая атмосфера окружала этого человека, в высшей степени образованного и интеллигентного.
Вильяма Генриховича отличала ненасытная потребность в саморазвитии, самоусовершенствовании, он ценил маленькие бытовые радости, но был счастлив лишь занимаясь большим делом. Так бывало в любой, казалось бы, даже безнадежной обстановке. В тюрьме города Атланты Абель увлекается решением математических задач, углубляется в теорию искусства, овладевает процессом шелкографического производства. Большим успехом пользовались изготовленные Абелем (в тюрьме!) способом шелкографии рождественские открытки. Он писал картины маслом, занимался графикой. И хотя в ��ашей памяти Абель навсегда останется, прежде всего, примером беззаветного служения разведчика/нелегала своей Родине, – кто знает, сложись иначе его судьба, и достоянием многих любителей искусства стал бы его талант незаурядного художника, о котором можно судить по представленным в этом номере «Политики» репродукциям графических и живописных работ.
На всех его произведениях лежит отсвет яркой личности. Невозможно, изучая манеру, стиль, характер мышления, абстрагироваться от его неповторимой индивидуальности, от той обстановки, в которой он жил и создавал свои работы. Все герои его произведений пропущены через призму восприятия самого художника, склонного к размышлениям и философским обобщениям. Отсюда – углубленное раскрытие личности человека, раздумья о его роли в жизни и судьбе общества.
Главное требование, которое он предъявлял к каждой своей работе, – обращать внимание на самое существенное, значительное. Это – не картинывпечатления, а картины-размышления. Они заставляют вспомнить известное выражение Пикассо: «Я изображаю мир не таким, каким вижу, а таким, каким мыслю его».
Художественное творчество Вильяма Генриховича можно условно разделить на три больших периода. Первый: с 20-х по 40-е годы. Нелегкая обстановка в стране, в том числе в органах безопасности. Молодому чекисту удавалось высвободить на отдых лишь краткие периоды, чтобы не страдала основная работа. Рисунки Абеля вырастают из жизни, «граница» между его работами и реальностью растворяется силой его неординарного таланта, настойчивостью.
Для Абеля жизнь, лишенная социального ядра, не существовала. Он всегда старался выделить активную, значимую динамику, которая вдохновляла в специфической «незримой» деятельности, где крайне редки праздники. Свои знания и мастерство профессионала во многих областях, неукротимый темперамент он отдавал делу своей жизни – разведке – профессии, вероятно, одной из древнейших на нашей планете.
Когда руководство внешней разведки приняло решение направить Фишера на ответственнейший участок – в США, – начался кульминационный этап его жизни и разведывательной работы. На США пришелся и второй период Абеля-художника. Редко выпадающее свободное время он привычно отдавал живописи и графике. Здесь представлены интересные зарисовки из американской жизни. Избегая излишних деталей, ему удается точными штрихами передать психологию избранной модели. А если пристально вглядеться в глаза персонажа, – кажется, что многое можно понять в характере изображаемого человека. Героями многих произведений Абеля становятся простые люди Америки. Мотив горестного раздумья, одиночества, безысходности, усталости от жизни звучит в этих сюжетах. Размашистый, нервный штрих словно подчеркивает трагические изломы человеческих судеб, разделенность изображаемых фигур как бы противопоставляет друг другу погруженных в себя персонажей.
В работах американского периода Абеля просматриваются и грустное настроение самого художника, и его одиночество, оторванность от Родины, от друзей и близких. И все же сюжеты произведений художника разнообразны. Его привлекают и портрет, и бытовой жанр, и натюрморт.
Третий период творчества Абеля начинается после возвращения в 1962 году на Родину. Здесь он писал удивительно прочувствованные российские пейзажи. Будь то окраина леса, или отдельные деревья – все это словно дань сына, возвращенного к матери после долгой и мучительной одиссеи за океаном.
Увлечение искусством никак не могло помешать выдающемуся разведчику-профессионалу быть и радистом, и математиком, и полиглотом. Чем бы Абель ни занимался, он отдает предпочтение основательности. И, глядя на его работы, вновь и вновь убеждаешься – перед нами творец и гражданин, глубоко привязанный к жизни, к человеку. Вот откуда черпал Абель силы для основной своей деятельности, как разведчика, оставаясь до последнего дыхания борцом за конкретные и осязаемые интересы человечества, оберегая мир от угрозы мировой войны.
Мы надеемся, что представленные графические и живописные произведения найдут живой отклик в сердцах тех, кто получил возможность впервые встретиться с многогранной личностью уникального человека, вошедшего в наши сердца под легендарным именем: РУДОЛЬФ АБЕЛЬ.
За предоставленную возможность опублико- вать ряд работ этого человека-легенды, «Политика» благодарит его дочь Эвелину Вильямовну Фишер ; Заслуженного работника культуры России, автора портрета Абеля, разведчика Павла Георгиевича Громушкина и автора статьи, кандидата историче- ских наук Валерия Павловича Громушкина. •