В АРМЕНИИ БОРЬБА БУДЕТ ЖЕСТКОЙ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
20 Нояб 2011
- Опубликовано 20.11.2011 17:27
ОБ АВТОРЕ: |
– Арам Гаспарович, недавно завершился «Год Армении в России». Чем, на ваш взгляд, он был характерен? Какие наиболее яркие события и какие недостатки он показал?
– Во-первых, очень отрадно, что «Год Армении в России» состоялся после «Года России в Армении». Конечно, это очень важно, но когда это приобретает оттенок просто очередного мероприятия, как в советское время, когда присутствуют компанейские моменты, и на том как бы ставят «галочку», мол, всё прекрасно – то вряд ли есть смысл это комментировать. На самом деле, я думаю, что это должны были быть глубинные процессы, которые характеризуют отношения двух стран и, прежде всего, двух народов.
То, что выставки, концерты проходили помпезно – это хорошо. Но, на мой взгляд, было просто необходимо все это довести до глубинки России, до обычного рядового гражданина. Вот это, помоему, существенный недостаток. Т.е. компания шла так: в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах России проводились крупные мероприятия, а глубинка оставалась нетронутой, как всегда. Москва – всего лишь столица, а не Россия в целом. Вот глубинка российская – её средняя полоса и окраины – это и есть Россия.
Во-вторых, очень важно было бы, чтобы истинную армянскую культуру познавали не только на концертах и выставках. То же самое относится к русской культуре в Армении. Взаимное познавание должно стать долговременным явлением. Здесь я хотел бы сделать некоторую оговорку: Армении с Россией быть лучше, это понимали в советское время. Увы, мы сейчас имеем несколько иную картину. Армения, которая говорила на русском языке, по крайней мере, знала этот язык, не предаёт особо важного значения этому факту – новое поколение просто не знает языка. Это уже тревожный сигнал.
Особо хочу сказать о роли телевидения. Увы, на сегодняшний день Армения просто выпала из всех каналов России. Изредка только попадает она в телеэфир, когда происходит какое-нибудь чрезвычайное событие в Армении. В этом я вижу прокол, потому что стратегическое партнерство предполагает хорошее знание своего партнера. Согласитесь, чтобы убедить русского человека в том, что Армения должна быть союзником, надо чтобы люди хотя бы знали, что появились какие-то зачатки доверия по отношению к своему союзнику. А если они получают лишь негативную информацию на бытовом уровне, – то, естественно, очень сложно будет их убедить в том, что нам надо дружить. Я думаю, что это очень серьезный аспект. Тут есть, о чем говорить и из чего выбирать. Но, в целом, я очень был горд тем, что в Москве вновь зазвучала армянская музыка, были показаны армянские фильмы, проведены концерты молодых армянских исполнителей. Это, конечно, здорово. А если можно было бы учесть выше обозначенные моменты, – было бы еще лучше.
– 2007 год является очень важным годом в политической жизни Армении. Что Вы ждете от парламентских выборов? Каким Вы видите будущее парламента? И как это может повлиять на российско-армянские отношения? Каковы Ваши личные планы по участию в парламентских выборах в качестве депутата-лидера партии?
– Парламентские выборы очень серьезно повлияют на наши взаимоотношения. Или в сторону углубления наших стратегических отношений или наоборот. То, что происходит сегодня в Армении – я имею в виду подготовку к парламентским выборам – уже говорит о том, что будут неравные условия выборов для политических партий, особенно для партий идеологической направленности, которые несут, в первую очередь, идеологию. Они просто не смогут соревноваться с партиями «денеж��ого мешка». Причем списки этих партий могут исчисляться десятками, сотнями тысяч. Но на самом деле – это не партии, потому что там записывают людей, которых чем<то одарили. Увы, мы не можем говорить о том нормальном процессе политического соревнования между идеологиями, которое должно было быть. >
Как выйти из этого положения? На примере нашей партии я скажу, что мы на стадии формирования самодостаточного оппозиционного блока, который должен всеми своими возможными средствами стремиться хотя бы к занятию третьей строчки. Почему? На данный момент мы не владеем административными ресурсами и не имеем возможности соревноваться с этими «денежными мешками», которые они набили деньгами за счет откровенного грабежа. Когда некий покровительственный олигарх имеет право не облагать налогами 60-70% своей продукции – естественно, и прибыль он имеет сумасшедшего размера. И часть этой прибыли использует просто на прямую взятку избирателям. В таких условиях мы, конечно же, должны искать свои политтехнологии, но об этом нам пока рано говорить, поскольку мы находимся в преддверье выборов, но, повторюсь – это будут такие партии блока, которые придерживаются примерно одинаковой идеологии, как, например, социал-демократы.
Наша программа называется «Армянская модель демократического социализма» и мы будем искать партнеров, которые будут воспринимать наши идеи, и при формировании данного блока мы будем учитывать определенные пожелания наших партнеров. Это будут партии, которые воспримут нашу идею и пойдут с нами, общественные организации, интеллигенция, молодежные организации. Недавно мы завершили переговоры с женскими организациями, и мне очень отрадно, что они желают с нами сотрудничать.
Внешнеполитический ориентир в этот раз будет тем самым водоразделом, который разъединит и, одновременно, объединит политические партии. Это будет наиболее четче, острее поставлено.
– Россия не заинтересована во вводе миротворческих сил в Нагорный Карабах. Это никому не надо.
– Извините, что перебиваю, но существует проект о том, что сопредседатели (т.е. Америка, Франция, Россия) не должны участвовать в этой миротворческой операции. Но если, допустим, эти страны не участвуют, чьи войска вводят туда? Естественно, – войска стран блока НАТО, а действует НАТО под руководством США. Значит, получается, что Россия односторонне выталкивается из этого региона.
Вторая цель – закрыть армяно<иранскую границу, изолировать Иран; подготовить операцию против Ирана. Тем самым сделать «новый Ирак». Если эта власть пойдет по такому сценарию, то я обещал возглавить движение народа против его осуществления. Нам удастся поднять народ на это, поскольку все прекрасно понимают, что речь идет о том, в какой системе безопасности будет Армения. Т.е. тут речь идет уже о коренном изменении вектора внешней политики, что опасно не только для Армении, но опасно и для всего региона в целом. >
Выталкивание России из региона – это игра с огнем. Недавно проходила пресс-конференция, на которой я выступил с четкой позицией по этому вопросу. Первое – если НАТО формирует такую глобальную систему безопасности и одновременно не учитывает в этой системе Россию, – то у них никак не получится эта система. Это может быть системой противостояния, потому что, если там нет России, то само собой разумеется, что Россия должна или сжаться на определенное время, или пойти в более серьезный блок с Индией и Китаем. Теперь, если Россию вовлекают в эту систему, то должны быть изменены определенным образом правила игры в этой системе безопасности. Тогда перед ними встают три серьезнейших проблемы: БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ; БОРЬБА ЗА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ; ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Если именно таким образом сформируется система безопасности, без верховенства одной стороны, – всё будет нормально. Но поскольку такого быть не может – это станет игрой с огнём.
Нам напоминают два события двадцатого века, когда союз «Антанта» пытался задушить Россию. Её сжали в кольцо, но Россия, как пружина, распрямилась. Соответствующие последствия «Антанта» получила сполна. Потом, в сорок пятом году, пытались задушить Москву. И тогда Советский союз вновь распрямился. И его противники получили пятьдесят лет «холодной войны». Если вас (обращаясь к европейскому сообществу и США) это прельщает, то значит, что вас ничему не научил двадцатый век. И если подобное проецируют на мою страну, – то, уверяю вас, что она станет очень серьезным элементом в этих взаимоотношениях. Если Армению втягивают в игру против России, то мы на самом деле получаем чрезвычайно серьезную ситуацию!
Что может произойти во время выборов в парламент? Во временя выборов в парламент произойдут коренные изменения. Тот, кто победит, – тот и будет претендовать на пост президента Республики. И если это будет победа на таких выборах, которые сейчас планируются, то будет зависим только от тех, кто его сегодня поддерживает. Хотя, думаю, он будет зависим как от одних, так и от других, и от третьих. Так называемая комплиментарная политика настолько въелась и понравилась, что они этим самым занимаются каждый день. И поэтому сейчас речь идет о том, какой геостратегический баланс или сохранится или, вследствие нарушения, сложится. Об этом идет речь. Притом внешних игроков тут больше, чем это кажется.
– Получается, что победа партий РПА и ПА очевидна. Что необходимо для того, чтобы присутствовали те силы, которые представляете Вы, причём в количестве, позволяющем влиять на принятие решений?
– Необходимо след��ющее: первое – надо, чтобы мы этот блок сформировали; второе – надо, чтобы мы были конкурентоспособными в информационном плане и, естественно, мы должны изыскивать финансовые средства для того, чтобы организовать маломальскую предвыборную кампанию. Необходимо, чтобы наши партийные структуры смогли хотя бы на 20-30% обеспечивать тот уровень работы, которую следует сделать, чтобы противостоять другим. Если бы у нас были честные выборы, – я мог бы Вам сказать, кто за нас проголосовал бы.
Пример: в 1999 году на парламентских выборах демпартия шла одна, отдельно от блока. Когда ЦИК объявил первые результаты в 6 утра, – у нас было 4,1%; в 11.30 у нас было 4,8%; в 13.00 сообщили о том, что наша демпартия прошла 5% рубеж; в 14.00 на телеканале НТВ сообщили, что у демпартии 6%. В два часа дня закрыли все избирательные пункты и начался подсчет цифр. Почему? Потому что американцы были обеспокоены тем, что ни одна проамериканская партия не прошла. С 14.00 до 20.00 не было никаких данных от ЦИК, а в 20.00 объявляют: «…в демпартии 1%». Такого не может быть! Вот вам конкретный пример.
Во-первых, пока выборы будут такими, мы не сможем реально знать, сколько у нас голосов. Во-вторых, наш избиратель нам говорит: «Я хочу за вас голосовать, но я уверен, что эти голоса вам не достанутся. Лучше дам тому, кто проходит». Необходимо внушить избирателю, что его голос не пропадёт!
О численности. На сегодняшний день мы знаем, что у нас более 5 тысяч членов партии. Это означает, что мы можем число последователей минимум в 10 раз увеличить за счет реформ в социальной сфере, поскольку там сейчас нищета. Если пенсия приравнивается к 25 долларам, представьте себе, какое может быть настроение у граждан.
Недавно мне удалось выступить против установления пенсии депутатам – 75% от их заработной платы. Наша партия была единственной, которая выступила с таким заявлением. В результате проект по установлению пенсии депутатам был отменён. Второй проект – повышение зарплаты, начиная с президента и заканчивая министрами – на 40%. Вновь мы выступили критически по этому поводу.
Наше выступление повлияло на то, что все эти деньги были в последствии направлены на обустройство сельских школ, которые находятся в ужасном состоянии. Граждане благодарны нам. Готовы идти за нами. Вот такое настроение народа мы получили в ответ на наши действия. Если я буду знать, что реальный подсчет голосов и весь процесс будет справедливый, – я бы не говорил о том, что мы заримся на третье место. Я бы говорил о возможной победе! Сейчас я исхожу из реальных условий, которые существуют, и говорю о том, что возможна такая вот борьба за третье место.
Кроме того, что касается внутриполитической ситуации, она будет определять внешнеполитический вектор армянского правительства в будущем, т.е. те, кто в этой ситуации будет третий. Будут те, которые сейчас говорят о том, что нам нужно НАТО и т.д. Считайте, что этот вектор победит, потому что они как раз очень бы хотели, чтобы именно те первые две строчки, которые займут сегодняшние претенденты озвучивали бы именно такие призывы, а не те, которые могли бы быть сделаны нами. Вот какая стоит дилемма.
– Это чем-то напоминает референдум по конституции Армении. Идея была не Роберта Кочаряна...
– Не Роберта. Потому что он уже знал, что он «уходящий». По новой конституции полномочия премьер-министра намного увеличены. Я допускаю такую мысль, что он готовится остаться премьер-министром. Поэтому ему нужен будет формальный президент.
– То есть, такой вариант тоже возможен?
– Естественно. Недавно он стал претендентом от партии «Власти» В.Осканяна. Его начали раскручивать. Потом произошел сбой, как всегда. Так что пока я лишь анализирую ситуацию.
– Понимаю, это внутренние процессы, но с Карабахом-то почему так?
– Были определенные гарантии: «Вы должны будете урегулировать это конфликт на определенных условиях». И всё.
– Касаемо внутренней власти, внутренних и внешних ориентиров – тут понятно. Но Карабах?
– Мы хотели независимости Карабаха? Мы его получили, но при этом мы что<то должны были уступить. То есть, будет запущена «технология промывания мозгов». Совсем недавно я задавал вопрос В. Осканяну во время парламентского часа в правительстве: «…А если бы у нас этих территорий не было? Вот что вы собирались уступать в замен независимости Нагорного Карабаха?» Второе: территории возникли в связи с тем, что была война. Последствия войны устраняются Договором «о мире». А договора этого нет. «Как же вы собираетесь что-либо подписывать, когда это не укладывается ни в какую логику?» Если бы решали вопрос статуса Нагорного Карабаха, то этот статус должен был решаться на основе права или политического подхода. Поскольку под всем этим лежат иные стратегические интересы, то это только повод – Нагорный Карабах. >•
Руководитель Отдела внешней политики
журнала «Персоны влияния»
При содействии Вадима ПОЗДЫШЕВА –
Руководителя Международного отдела
журнала «Политика»