АРМИЯ БЕЗ КРЫШИ ИЛИ БЕЗДОМНЫЕ В ПОГОНАХ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
19 Нояб 2011
- Опубликовано 19.11.2011 15:14
ОБ АВТОРЕ: Олег Константинович Шведков родился в семье моряка-подводника, окончил школу в Полярном Мурманской области и Киевское высшее военно-морское политическое училище. Затем – служба на подводных лодках Краснознаменного Северного флота; Военно-морской факультет Военно-политической академии им. В.И. Ленина; служба на атомном подводном крейсере «Краснодар». Военную службу закончил в 1996 году в должности заместителя командира дивизии атомных подводных крейсеров Северного флота. Капитан 1 ранга запаса. Награжден орденом. |
Олег Шведков |
|
Разработанная и запатентованная военными учеными «Технология опережающего финансирования государственных программ», поддержанная Общероссийским профессиональным союзом военнослужащих и одобренная Комитетом Госдумы по обороне и «бывшим» Госстроем, почему-то повисла в воздухе и широко внедрять ее, по-видимому, не собираются. Понимаю, что сейчас у России очередной серьезный этап и т.д. и т.п. Но я – офицер, и привык слово подкреплять делом. Видя, в прямом смысле, страдания семей военнослужащих, уволенных в запас, – сердце кровью обливается, и задаешь себе невольно вопрос: неужели до такой степени наплевать всем на российских ребят, верно и честно долгие годы служивших Родине? В декабрьском номере «Политики» мы уже рассказывали о том, каких льгот оказались за последние годы лишены военнослужащие в результате проведения всевозможных реформ. Между тем, кроме проблем с монетизацией, отсутствия должных надбавок к пенсиям у многих отставных и готовящихся уволиться в запас российских офицеров и прапорщиков, вскоре появятся новые трудности – жилищные. Вопрос касается почти полумиллиона семей офицеров и отставников, которые сейчас официально числятся в очередях на получение жилья. Это и 124 тысячи военных пенсионеров, и более 160 тысяч действующих бездомных офицеров и прапорщиков. А если к ним добавить еще 85 тысяч семей военнослужащих, проживающих в общежитиях, 49 тысяч семей военных, которые ютятся в кабинетах, казармах и воинских частях, – то проблема встанет в полный рост. Многие еще помнят случай, когда в прошлом году семья прапорщика из Краснодарского края пошла на отчаянный шаг и за неимением квартиры поселилась в стареньком автомобиле «Москвич» прямо напротив краевой Администрации. Об этой истории рассказали тогда почти все центральные телеканалы. Однако это еще не самый показательный случай. Один подполковник, который водил на парадах лимузин с Министром обороны РФ, прожил больше пяти лет в гараже, рядом с этой роскошной машиной. Так что нашим военным впору подавать объявления примерно следующего содержания: «Ищу крышу над головой, можно на колесах». В советские времена каждый человек в погонах знал – если он добросовестно отдал Родине свой воинский долг, то по выходе на пенсию Государство в течение трех месяцев обеспечит его жильем по избранному месту жительства. Тогда эта добрая традиция в законодательном порядке «перекочевала» в Федеральный Закон «О статусе военнослужащих». Этот самый важный для «служивого человека» (в вопросах социальной защиты) Закон подтверждал право военнослужащего на получение жилья. Однако вскоре после принятия главного «военного» Закона, Правительство начало изобретать различные суррогатные заменители его «социальных» статей. Главным из этих суррогатов стала Президентская Программа «Государственные жилищные сертификаты». Принятая в 1998 году, Программа «Государственные жилищные сертификаты» имела многочисленные недостатки и даже противоречила действующему на тот момент законодательству. Например, сертификатами на 100 процентов обеспечивались лишь те, кто выслужил 25 лет и более. Тем же, кто отслужил меньше, покупку жилья финансировали на 10-25 процентов меньше его реальной стоимости. Кроме того, механизм реализации Программы во многих случаях не позволял ее участнику использовать сертификат, так как срок его действия был всего полгода. В результате многие военнослужащие так и не смогли реализовать его из-за сложной процедуры оформления собственности и многочисленных чиновничьих «капканов». Правда, в 2001 году ситуация немного выправилась. Все военнослужащие, прослужившие свыше 10 лет и увольняющиеся по одному из четырех, в том числе трем «льготным» основаниям, и изъявившие желание участвовать в добровольной Программе «Государственные жилищные сертификаты», получали их из расчета ста процентов от средней расчетной стоимости квадратного метра жилья, ежеквартально устанавливавшейся Госстроем для каждого российского региона. Высокопоставленные госчиновники обещали даже, что к 2003 году все бездомные люди в погонах получат по благоустроенной квартире. Но, как принято в нашем Государстве, – все хорошее у нас очень быстро заканчивается. Вскоре Программа «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС) из Президентской стала Федеральной целевой, а после и вовсе маленькой частью Государственной Программы «Жилище». Основное «достижение» новой сертификатной политики заключается в том, что военнослужащие, призванные на военную службу из крупных городов, теперь не могут купить жилье там, откуда они призывались, так как изменился порядок расчета среднерыночной стоимости квадратного метра, заложенный в стоимость ГЖС. В качестве примера приведу такую ситуацию. В прошлом году один квадратный метр жилой площади в Москве в рамках Программы ГЖС оценивался в 17500 рублей (и этих денег было явно недостаточно), а уже в январе нынешнего года стоимость одного квадратного метра жилья в Москве упала до 13404 рублей. Эта цена складывается из единой общероссийской цены в 11170 рублей, помноженной на коэффициент 1,2. Фактически, стоимость квадратного метра по ГЖС («виртуального») в Москве составляет не более четверти от реальной стоимости жилья. Кроме того, механизм реализации Программы не позволяет ее участнику использовать сертификат на начальном этапе строительства (заключать Инвестиционный договор или Договор переуступки права требования). К явным недостаткам можно отнести и саму процедуру выписки и получения сертификата. Не случайно эта Программа считается одним из самых криминализированных государственных проектов. Доподлинно известно, например, что некоторые командиры оценивают возможность реализовать сертификат за взятку от тысячи до пяти тысяч долларов США. Не случайно Генпрокурор Устинов приводил такие цифры: из 60 тысяч выделенных за шесть лет действия Программы сертификатов – 10 тысяч были выданы с нарушениями действующего порядка. Только в 2004 году проведено 1937 прокурорских проверок, по результатам выявлено свыше 4 тысяч нарушений, возбуждено 64 уголовных дела. Немалые деньги зарабатывают на владельце сертификата и риэлтерские конторы. За так называемую «обналичку» сертификата риэлтеры просят от 6 до 12 процентов его стоимости! Впрочем, в конце прошлого года на расширенной коллегии Минобороны с участием Президента РФ, была презентована новая Программа, которая в очередной раз должна решить армейский квартирный вопрос. На словах все звучит заманчиво. Программа и впрямь удивительная. С чего, казалось бы, должна начать решаться квартирная проблема? Наверное, с наделения жильем бесквартирных семей, которых в нынешней армии 160 тысяч (по официальным данным)! Но... о них в Программе нет ни слова. Потому что Государство теперь не будет обеспечивать офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников квартирами. Они должны будут заботиться об этом сами. Нет, совсем Государство от них не отказывается. Даже наоборот: каждый год на личный счет военнослужащего будут переводиться порядка 30 тысяч рублей. Через три года службы по контракту он может по собственному усмотрению:
б) продолжать копить деньги на счету, живя где угодно, а при увольнении снять их со счета и распоряжаться, как захочется. Перечисления каждый год будут индексироваться в зависимости от инфляции. Для всех, конечно, кроме самих военных. Уже сейчас офицеры говорят, что разработчики Программы живут в каком-то другом, ирреальном мире.
Потрясший страну ФЗ № 122 так же уменьшил возможности военнослужащих по решению своих жилищных проблем, так как лишил их права бесплатного получения земли под индивидуальное жилищное строительство, предусмотренное ранее статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также лишил бывших военнослужащих льгот по оплате земельных участков. Сложившаяся ситуация с обеспечением жильем, как действующих военнослужащих так и уволенных с военной службы, – наряду с крайне низким денежным довольствием стала одним из основных факторов, приведших к падению престижа военной службы. По данным Социального Центра Министерства Обороны Российской Федерации, сегодня только 10% военнослужащих удовлетворены своим положением. То есть 90% НЕ удовлетворены! Накладываем на эти цифры другие: только 15% военнослужащих поддержали монетизацию и то, надо полагать, что основные участники этого опроса – офицеры центрального аппарата. Значит – 85% НЕ поддержали. Есть и другие цифры. Нищенское денежное довольствие, плюс отсутствие жилья – приводит к демографической катастрофе в военной среде: за пять лет число молодых холостых офицеров выросло в 2,5 раза; до 40% браков военных распадается из-за неустроенности быта; 83,3% нынешних лейтенантов не намерены служить до достижения предельного возраста; в «парадных» дивизиях Московского военного округа до 40% должностей занято офицерами по призыву (двухгодичниками). А это – отсутствие традиций, специального образования, военного воспитания. Армия без лейтенантов – армия без будущего! Не случайно только после новогодних праздников написали рапорта на увольнение с военной службы несколько тысяч военнослужащих, а всего, по данным НВО, около 100 тысяч офицеров «стоит в очереди» на досрочное увольнение. Замедлившийся в начале 2001-2002 г.г. процесс массового исхода офицерского звена из Вооруженных сил Российской Федерации, связанный с надеждой, что Президент, выходец из «военной среды» «поднимет» армию, – начинает набирать новые обороты. По нашим данным почти 70% офицеров не видят перспектив в дальнейшей службе, и только 21% готов служить до предельного срока службы. Понимаю, что критиковать легко, а предложить реальные меры не просто. Мы считаем, что необходимы следующие шаги:
|