Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

Веление времени

Владимир МЕРЗЛЯКОВ
Эксперт «Национального центра
политики и журналистики»,
политолог, член Президиума
Общества изучени истории
отечественных спецслужб








Объединенными усилиями органов власти и общества обеспечить конкурентоспособность страны в мире – именно так сформулировал основную стратегическую задачу Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Идея консолидации общественно-политических сил, интеллектуальной мобилизации, формирования эффективного государства, современной экономики, дееспособного гражданского общества – красной нитью проходила в публичных выступлениях В.В.Путина в ходе минувшей президентской избирательной кампании. Результат выборов 14 марта однозначно свидетельствует, что эти идеи, в целом проводимый под его руководством государственный курс на строительство сильной демократической России поддержан подавляющим большинством наших сограждан. Доверие общества, подтвержденное в ходе выборов право на общенациональное лидерство – весомый политический ресурс избранного на второй срок Главы Российского Государства.
В поиске субъекта развития и источников роста Основным условием для успешного претворения в жизнь выдвинутых Президентом масштабных общенациональных задач является качественное преобразование механизма государственного управления. Причем власть, государство, пройдя через своеобразный «катарсис», перерождение, реально должно стать «своим» для миллионов россиян, а не только для клуба избранных, успешно адаптировавшихся к постсоветской действительности. Власть должна на деле показать обществу, что ее представители выражают, защищают общенациональные ценности, интересы народа, а не тонкого слоя лиц, получивших общенародную собственность «в мутной воде» девяностых. Такая власть станет подлинным «генератором» восходящего развития, добьется поддержки и понимания граждан.
Следует отметить, что проблема поиска современного, отвечающего духу времени субъекта развития осложнена тем обстоятельством, что рожденный в эпоху номенклатурно-криминальной приватизации крупный отечественный капитал с трудом осознает меру своей ответственности перед обществом, страной, больше пронизан (по меткому выражению одного из его умнейших представителей) интенциями «воздуха, а не земли». Именно этим, как представляется, во многом определяется крушение той модели форсированных, осуществляемых под привычным лозунгом «Мы за ценой (социальной) не постоим!» либеральных реформ в России, отторжение и неприятие которых продемонстрировали прошедшие думские выборы. Такая модель, построенная на идее разрушения «генетического кода» традиционной российской государственности (причем, как дооктябрьского так и советского периодов), ухода (если не бегства) государства из сферы экономики, в условиях общей слабости гражданского общества, привела к серьезным общественно-политическим издержкам и потерям.
Поэтому, в условиях отсутствия в среде крупного бизнеса полноценного субъекта общенационального развития (которому, мягко говоря, по оценке Президента не мешает «прибавить патриотизма»), успех проекта Путина по переводу страны из состояния «дрейфа» в состояние «восходящего развития» во многом будет определяться качеством, государственной зрелостью политико-административной элиты, особенно тех ее представителей, которые находятся у штурвала государственного корабля. Эпоха перестройки и шоковой терапии показывает, насколько зыбка и неустойчива бывает социальная база реформаторов при непоследовательности и метаниях в политике, различного рода «загогулинах».
В условиях России для успешной реализации долговременной политики восходящего развития требуется особая, модернизационная элита. Ее лучшие представители, думается, должны быть носителями особых личностных качеств, присущих подлинной национальной стратегической элите, судьбой предназначенной для выражения интересов «целого», всего общества. Они должны обладать неким чувством сверхинтуиции – в условиях неопределенности, при неполноте информации постигать «глубинные течения», порождаемые силовыми линиями геополитической борьбы и цивилизационных разломов. Воспринимать власть, как тяжкое бремя служения общему благу, обладать чувством исторической перспективы, уметь использовать в интересах прогрессивного развития, выживания социума скрытые в глубинах национального самосознания духовно-символические ресурсы. Добавим к этому и ощущение своей сопричастности к незримой связи времен, личной ответственности перед еще не рожденными поколениями, а также не показного, а сущностного уважения к чужому мнению, свободе слова.
Государственный деятель, осуществляющий курс развития, как представитель модернизационной элиты должен обладать и «чувством ветра» – улавливать по мимолетным признакам изменение атмосферы в социуме, уметь не только фиксировать, но и своевременно снимать вызревающие общественные противоречия, использовать энергию набирающих силу восходящих социальных потоков. Он должен мягко, не «в кость», а в стиле мастеров восточных единоборств «гасить» возникающие угрозы безопасности, «ставить блоки» деструктивным, разрушающим социальную ткань процессам.
Насколько перечисленные выше качества подлинной меритократии присутствуют в высшем управленческом эшелоне страны сегодня? Может быть, правы те скептики, кто говорит, что степень зрелости государственных элит в России невысока и доктрина Путина построена на ложной посылке – у нас существует субъект развития только в воображении Президента? Хочется верить, что это все не так и за счет вдумчивой кадровой политики, открытия каналов вертикальной мобильности общества, удастся в ходе административной реформы осуществить не только чисто структурно- функциональную реорганизацию госаппарата, но, преодолев кадровый голод на современных, эффективных управленцев, реализовать новую идеологию государственного управления, сформировать такой управленческий корпус, который будет соответствовать масштабу угроз и вызовов, стоящих перед страной. Ясно одно: без современной политико-административной элиты, осознавшей значение для России ценности сильного гражданского общества, конкурентоспособности не обеспечить. Такой элиты, которая, образно говоря, не будет в погоне за теневой административной рентой «душить в бюрократических объятиях» его всходы, а станет оказывать всемерное содействие созидательному началу, заложенному в российском обществе, в человеке.
Конечно, многое будет определяться и темпом «возгонки», превращения в доминирующий социальный тип инициативного и ответственного, национально- ориентированного предпринимателя, действующего в соответствии с девизом крупнейшей деловой газеты дореволюционной России «Биржевые ведомости»:
«Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли». Такой встречный, идущий снизу процесс также будет работать в интересах консолидации власти и общества. Насколько реальны эти два процесса – покажет время.

За счет синтеза традиционных и либеральных ценностей
Значение управленческих кадров и роли государства в развитии страны хорошо понимает избранный на второй президентский срок В.В.Путин. В этом контексте и следует рассматривать последовавший недавно с его стороны мощный «политический импульс» в адрес прежнего правительства, осуществивший «перезагрузку» Белого Дома на Краснопресненской набережной. Это был не просто хорошо отрежиссированный предвыборный ход, а выверенное политическое действие, направленное, как представляется, на начало нового этапа практической реализации проекта Путина.
В чем же может состоять стратегический замысел его разработчиков? На наш взгляд – в поиске национальной модели запуска на российской социокультурной почве инновационного типа развития общества, вывод страны из зависшего состояния между двумя столбовыми дорогами развития, в котором она оказалась в результате проведения радикально-либеральных рывков. При этом с одного пути, мобилизационного (советского) мы сошли (если не сказать – свалились в глубокий придорожный кювет), а на инновационный путь так и не выбрались. Требуются решительные и продуманные действия, иначе Россия с ее обширной и богатой ресурсами территорией, прочно застрянет на обочине исторического процесса, превратившись в сырьевого и интеллектуального донора, обслуживающего потребности развитых и экономически успешных держав.
Так что же помешало нам сменить без больших потерь и издержек модель развития и встать на магистральный путь инноваций? Прежде всего, непонимание того, что в условиях России, в огромной стране, по своему культурно-историческому типу отличной от стран антропоцентричной, западноевропейской цивилизации, наличие совокупности классических атрибутов западной демократии (института частной собственности, разделения властей, многопартийной политической системы и др.) явно не достаточно для запуска инновационных процессов. Для перехода от политико- центричного к экономико-центричному обществу требуется, по крайней мере, еще один важнейший компонент, без которого набор иноземных ингредиентов на российской почве не рождает искомого системного качества. Этим компонентом является сильная и ответственная государственная власть, защищающая общенациональные интересы
К тому же идеологи либеральных реформ (по причинам, как субъективного так и доктринального свойства), пользовавшиеся на первых порах широкой поддержкой в обществе, оказались не способны осознать стратегическую важность бережного отношения к исторической памяти народа, сохранения цементирующих общество традиционных ценностей, среди которых особое положение занимало и занимает ценность сильного государства, объединяющего державного начала, противостоящего процессам распада и разрушения.
В условиях далеко не альтруистического окружающего мира, в котором движущей силой по-прежнему остаются геополитические интересы, основанные на холодном экономическом расчете, научно-техническом потенциале и военной мощи, где преобладают «двойные стандарты», а не благие пожелания в стиле «нового мышления», списывать российское государство (игравшее всегда выдающуюся роль в тысячелетней истории России) на «свалку тоталитарного прошлого», было весьма недальновидно.
Прозрение, пусть с з��позданием, но все же пришло к ответственным национально- мыслящим сторонникам либеральных преобразований. Красноречиво высказался на этот счет известный российский политолог А.Ципко: «Мы не видели или не хотели видеть, что геополитика и борьба за геополитические преимущества составляет сердцевину, подоплеку активности главных игроков на международной арене… Теперь уже точно видно, что никто, кроме наших традиционных союзников, не заинтересован в том, чтобы посткоммунистическая Россия снова стала сильной, великой державой.
Теперь стало ясно, что никто нас не ждет в «общеевропейском доме», никто не готов нам платить за наши геополитические жертвы, связанные с распадом СССР».
Как оказалось, сильная и ответственная государственная власть является ключевым звеном для сохранения жизненно важного для исторической судьбы России вектора демократического развития. Это хорошо понимал и понимает Путин. В развивающем страну потенциале российской государственности, в условиях слабости гражданского общества, Президент и его интеллектуальный штаб увидели начало искомой «нити Ариадны», ведущей в новое качество социального бытия.
Так, в своем программном выступлении в МГУ в феврале 2004 года он вышел на синтез ценностей либерализма и ценности сильного, процветающего государства. «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина, – отметил Президент, – В конечном счете, только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства… Свобода и права граждан – это высшая ценность, которая и определяет смысл и содержание государственной работы». Этот важнейший тезис, дополнив ключевую идею «Без сильной власти невозможен прорыв в будущее», выковал идейно- смысловой стержень путинского проекта: «Сильная демократическая Россия = свободный человек-созидатель + современное, развитое общество + сильная и ответственная власть».
Как этот проект будет развертываться в будущем – покажет время. Несомненно одно: российская власть, наше общество в целом, в период первого президентского срока В.В.Путина проявили национально-государственную волю к продолжению своего исторического бытия. Впереди предстоит большая, сложная, напряженная работа по сохранению позиций России в ряду крупнейших мировых держав, по обеспечению достойной жизни российских граждан.

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

ПОЛИТИКА

* Россия и Япония договорились о дальнейших переговорах по мирному договору, но этот процесс может занять некоторое время и потребует настойчивых усилий, прежде чем все нерешенные проблемы могут быть решены.

(Ведомости, Российская газета)