Что для нас главное? Чрезвычайный и Полномочный посол РФ, доктор юридических наук, профессор, член СФ ФС РФ от Республики Ингушетия Василий ЛИХАЧЁВ
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
19 Нояб 2011
- Опубликовано 19.11.2011 14:38
Василий ЛИХАЧЁВ
Чрезвычайный и Полномочный
посол РФ, доктор юридических наук,
профессор, член СФ ФС РФ
от Республики Ингушетия
Итоги выборов 14-го марта оказались предсказуемыми. Абсолютное большинство избирателей проголосовали за сохранение сегодняшнего курса. Важно даже не то, что Президент получил более 71 процента по стране, а то, что он получил большинство во всех субъектах Российской Федерации! Пожалуй, никогда еще за прошедшие два десятилетия народ не был так единодушен. И это естественно: статистика показывает, что уровень жизни россиян увеличился в полтора раза; количество бедных уменьшилось на треть; пусть тяжело, но решается и чеченская проблема; вырос авторитет России на международной арене. И все же главное в другом: у многонационального народа Российской Федерации появилась уверенность в завтрашнем дне. И надежда эта связана с Владимиром Владимировичем Путиным и предлагаемым им курсом реформ.
Россия – уникальная страна. Десять часовых поясов; природное разнообразие – от вечной мерзлоты до черноморского побережья. Более ста национальностей, множество религиозных конфессий. В таком государстве отношения между разными национальными и конфессиональными группами, отношения между регионами, зачастую находящимися на разных уровнях экономического развития, становятся основой внутренней политики. Вспомним, что во многом развал Советского Союза был спровоцирован центробежными процессами в Союзных республиках. Многие пророчили подобную судьбу и России. Но получилось по другому: страна превратилась в действительно единое Государство. Единое, кстати, не значит унитарное и уж тем более авторитарное, как это стараются представить некоторые зарубежные «специалисты» по России. Единое – значит сильное и стремящееся к одной цели: укреплению мощи державы и росту уровня жизни населения.
Вопросы федерализма, скажу откровенно, волнуют меня не зря. Много лет я представлял нашу страну в Европейском Союзе и мог изнутри наблюдать процессы европейской интеграции. Сейчас представляю в Совете Федерации Республику Ингушетия и практически ежедневно сталкиваюсь со сложными вопросами взаимоотношений регионов между собой и с Федеральным центром. Именно об этих проблемах и их решении я и хотел бы поговорить сегодня с читателями журнала «Политика».
В современной внешней политике и дипломатии все большее значение приобретает фактор регионализма. Будучи органически связанным со стратегией глобализации международных отношений, этот фактор оказывает серьезное влияние на организацию и функционирование международного сообщества и решение всесторонних проблем. Конечно, главную роль в миростроительстве играют и будут играть государства, обладающие суверенитетом и должной компетенцией. Но региональные образования (политические, административные), как составные части государств, имеют собственное пространство для прагматичных, нормативно определенных действий. Вследствие этого государство приобретает устойчивость, создаются предпосылки для эффективного обеспечения его функций. Накопленный опыт (как зарубежный, так и отечественный) свидетельствует о том, что правильная региональная политика способствует в соответствующих масштабах выполнению государством его международно-правовых обязательств и укреплению, тем самым, режима международной законности. Поэтому точное определение приоритетов этой политики, выработка ее механизмов, а также юридических основ составляют важные направления государственного строительства РФ.
Российский регионализм следует оценивать с различных позиций, применять к его анализу и оценкам разные критерии – исторический, политически-правовой, этнический и т.д. В результате можно прийти к нескольким принципиальным выводам. Во-первых, эволюция России, как федеративного государства, которое развивается на демократических началах, предполагает существование регионов и взаимодействие субъектов друг с другом в рамках Конституции РФ. Во-вторых, в соответствие с действующим законодательством регионы России обладают существенным потенциалом (в том числе административно-управленческим) для реализации собственного статуса, который подразумевает и их право участия в международном общении по согласованному ( сцентральной властью и ее обязательствами) кругу вопросов. Как правило, он включает тематику экономики, торговли, культуры, местного самоуправления, науки, языка, экологии, спорта и т.д. В-третьих, Россия, формулируя свою региональную политику применительно к современным задачам и проблемам, опирается как на собственный опыт государственного строительства (в том числе исторический), так и на позитивные европейские достижения. Этот подход позволяет достичь оптимизации в управлении федеративными процессами, а также избежать политических ошибок и противоречий в регулировании региональных и межнациональных отношений. В-четвертых, в условиях глобализации, которая в равной мере затрагивает межгосударственную, межрегиональную, межличностную сферы, российский регионализм, взятый в единстве теории и практики, уже сегодня обладает рядом достижений, которые имеют международное признание. Среди них – современное прочтение права народов на самоопределение, опыт межнационального и меконфессионального согласия, баланс интересов центральной и региональной власти через их согласование, разграничение полномочий, юридический и политический инструментарий преодоления коллизий и т.д.
Особое внимание, как это следует из накопленного дипломатического опыта России, зарубежные партнеры проявляют к непосредственным контактам с российскими регионами, их включению в международное интеграционное взаимодействие. Природа такого интереса обусловливается рядом обстоятельств субъективного и объективного характера. Среди них – высокий уровень экономического и технологического развития отдельных регионов, наличие сырьевых ресурсов, развитая юридическая (законодательная) база, стабильная политическая обстановка, привлекательный инвестиционный климат. Значение имеют и такие предпосылки, как географическое расположение партнеров (приграничное сотрудничество), общие культурные и языковые корни, многолетний опыт общения в рамках европейских структур (Совет Европы). И, конечно, не последнюю роль играет желание и потребности наших партнеров в сотрудничестве, оформленные в конкретных международных обязательствах. Если говорить коротко, то, очевидно, что европейская модель регионального партнерства носит открытый характер, отрицает автаркию, предполагает как двусторонние, так и многосторонние формы сотрудничества.
Существу этой модели, ее идеологическим установкам в полной мере отвечает взаимодействие со всеми субъектами России. Подчеркиваем этот универсализм не только по причине закрепленного в Конституции РФ юридического равноправия субъектов, но и по факту обладания каждым из них реальных предпосылок для участия в международных контактах, в том числе и с регионами Европы. По мере продвижения России по пути демократии и рыночной экономики, укрепления ее международного авторитета и имиджа, число таких предпосылок будет возрастать. Естественным образом усилится влияние России и ее субъектов на темпы и объемы общеевропейского межрегионального диалога. Однако уже сегодня можно и нужно говорить о российском опыте, который узнаваем, прагматичен в европейских делах.
Его главные конструкторы – регионы России, которые действуют в соответствие с законодательством РФ и при поддержке федеральных органов власти. Пример тому – рассмотрение в 2003 году вопроса о международных связях субъектов России на заседании Государственного Совета и решение о создании при МИД РФ координационного Совета глав субъектов РФ.
Интересны и другие формы государственной поддержки развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Среди них – принятие общефедеральных законов («О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О международных договорах РФ» и др.), оказание посольствами и постпредствами РФ дипломатического сопровождения региональным проектам, оказание министерствами и ведомствами РФ консультационных, информационных и других услуг в ра��ках межрегионального взаимодействия и т.д. Растущее влияние приобретает активизация участия России в международном правотворчестве по тематике сотрудничества регионов в европейском диалоге. Иллюстрация – присоединение РФ к ряду конвенций по линии Совета Европы (например, Европейская Хартия местного самоуправления), заключение межправительственных соглашений с Финляндией, Польшей, Казахстаном, Украиной, другими странами о содействии сотрудничеству регионов. Эту практику следует расширять. Имеет смысл, в частности, с учетом положений российской «Стратегии развития отношений с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы) и «Коллективной стратегии Европейского Союза по отношению к России», а также идущего в ЕС процесса подготовки к его расширению (май 2004 года), который затрагивает интересы российской стороны, включить в повестку диалога Россия-ЕС вопросы заключения соглашения о содействии международному и внешнеэкономическому сотрудничеству субъектов России и регионов ЕС, создания Совета межрегионального партнерства РФ- ЕС, разработки совместных инициатив по укреплению межрегионального опыта сотрудничества в рамках соответствующих международных структур (Совет Европы, ОБСЕ).
Указанная деятельность органов федеральной власти политически и практически важна для укрепления реального федерализма в России, а также основ европейского регионализма. Ее эффективность повышается, если сами субъекты РФ самым активным образом участвуют в строительстве и обустройстве международных европейских контактов. В этом отношении следует подчеркнуть два принципиальных момента.
Первый, российские участники на настоящий момент имеют собственную нормативно- правовую базу (Конституции, уставы, законы), которая позволяет им достаточно прагматично вести диалог с европейскими (и не только) партнерами. К этим внутренним документам примыкают и другие акты. В частности, следует назвать заключенные в соответствие с Конституцией РФ договоры о разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ, Соглашения между Правительством РФ и правительствами субъектов о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей. С учетом того, что в настоящее время в федеральном поле России наметилась тенденция отказа или пересмотра указанных актов отдельными субъектами важно провести официальный анализ их действий, уяснить последствия их выполнения и учесть в будущем государственно-правовом регулировании позитивные подходы и характеристики договорной практики. Это необходимо и с точки зрения выполнения Россией международных обязательств в рамках регионального сотрудничества.
Имеет смысл назвать еще одну разновидность юридических актов, международную по своей природе, одним из участников которой выступает субъекты РФ. Речь идет о принимаемых в обеспечение и конкретизацию международно-правовых обязательств Российской Федерации соглашениях российских регионов с их иностранными контрагентами. Пример- Соглашение между Министерством внешних связей Республики Саха(Якутия) РФ и Внешнеэкономическим Комитетом КНДР о торгово – экономическом сотрудничестве 1995 года, Соглашением между Министерством внешних экономических связей Республики Татарстан и Министерством торговли и поставок Арабской Республики Египет о сотрудничестве 1996 года, Рамочное Соглашение между Вологодской областью РФ и федеративной землей Бургенланд Республики Австрия об установлении прямых культурных и экономических связей 1996 года, Соглашение о дальнейшем развитии сотрудничества между Астраханской областью РФ и провинцией Гимен Исламской Республики Иран 1995 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово- экономическом, культурном, научно-техническом сотрудничестве 1996 года и др. Второй – российские субъекты к сегодняшнему дню сформировали достаточно широкую и разнообразную практику международных связей и контактов по региональной проблематике. Она, конечно, требует специального и детального анализа, так как непосредственно касается проблем эффективного функционирования российского государства и проводимого им внешнеполитического и внешнеэкономического курса, обеспечения интересов, как самого государства, так и его хозяйствующих субъектов. Здесь же отметим наиболее типичные формы участия регионов России в международной деятельности, которые позволяют говорить о становлении своего рода «региональной дипломатии» в масштабах Европы, других континентов, а также о совокупности международных норм и принципов, регулирующих межрегиональное сотрудничество и партнерство. Им еще предстоит найти свое место в системе современного международного права, но очевидно, особенно в условиях глобализации, что подобная специфически нормативная группа уже находится в стадии становления и структурирования.
Какие направления и организационные формы участия регионов РФ в европейской политике обращают на себя внимание?
• Конкретизация интересов и потребностей (экономических, торговых, культурных и т.д.), требующих дипломатической защиты со стороны федеральной власти. Последний пример – формирование и решение проблем Калининградской области в связи с расширением ЕС (транзит, миграция, борьба с организованной преступностью, защита прав человека и гражданина, инвестиции в экономику области и др).
• Открытие представительств МИД РФ на территории субъектов РФ
• Открытие в российских субъектах консульских учреждений иностранных государств (Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Саратов, Екатеринбург, Владивосток и др).
• Включение представителей регионов в состав официальных российских делегаций для работы с международными организациями и на международных конференциях.
Так, в пленарном заседании 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН участвовал руководитель Чечни. Представители Башкортостана, Татарстана и Чеченской республики были в числе наблюдателей на сессии ОИК в Малайзии. Президент Татарстана участвовал в работе саммита Россия – Италия (2003 год).
• Членство и участие в международных региональных структурах. Отдельные регионы России приняты в члены Ассамблеи регионов Европы. Представители ряда законодательных органов власти и местного самоуправления субъектов РФ активно работают в КМРВЕ Совета Европы.
В Совет руководителей приграничных областей республики Беларусь, РФ и Украины, образованном в 1996 году, вошли представители Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областей. Еврорегион «Балтика» (1998г) представлен региональными и муниципальными образованиями Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции. От РФ – Калининградская область.
• Включение исторических и культурных памятников, находящихся на территории отдельных регионов России, в списки ЮНЕСКО.
• Разработка законодательных инициатив (инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, развитие культур и языков и т.д.) и внесение их на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации.
• Презентация отдельных регионов и округов за рубежом. Так, по инициативе Постоянного Представителя РФ при Европейских Сообществах в 2002 году в Брюсселе были организованы презентации Архангельской области, Центрального округа в Европейском Парламенте. Другие округа – в Англии, Австрии, Германии.
Накопленный опыт требует изучения. Актуален вопрос об официальном представительстве российских округов в загранучреждениях РФ (посольстве, постпредстве, торговом представительстве).
В накопленный опыт и практику европейского регионализма вносят вклад все субъекты РФ. Он отличается объемом, деталями, перспективностью. Различные особенности регионов не могут не сказываться как на международном лице того или иного субъекта, так и на формах его участия в межрегиональном сотрудничестве. Но важно другое.
Российские регионы, будучи органичной частью Федерации, активно осваивают пространство международных экономических, культурных, гуманитарных и др. связей со своими иностранными партнерами. От первых спорадических, информационных по сути, контактов они переходят к формированию системного взаимодействия. Пример тому – опыт Москвы и Московской области, Санкт- Петербурга, Ленобласти, Республик Татарстана и Башкортостана, Калининградской области, Краснодарского края, Екатеринбурга, Владивостока , Тюменской области и др.
По этому пути, учитывая свои особенности и интересы, а также накопленный опыт регионализма в РФ и Европе, идут и другие субъекты РФ. Наглядный и перспективный пример – Республика Ингушетия, о которой я много говорил в №65 журнала «Политика» за декабрь 2003 года. Однако об этой уникальной Республике я хочу упомянуть еще раз, тем более, что именно Ингушетию я представляю сегодня в Совете Федерации. В январе 2004 г. Президент РИ М.Зязиков по приглашению руководства ООН посетил Европейское отделение Организации �� Женеве. В ходе визита состоялись его встречи с Верховным Комиссаром ООН по делам беженцев Рудом Любберсом, и.о. Верховного Комиссара по правам человека Берти Рамчараном, руководителем Европейского отделения Управления ООН по координации гуманитарной помощи Рашидом Халиковым, а также с руководством международного Красного Креста. Во встречах принял участие Постоянный представитель ООН в России Стефан Василев. Усилия российской ��ласти, руководства Ингушетии и лично ее лидера – М.М.Зязикова по решению вопросов, связанных с вынужденными переселенцами, закрытию палаточных лагерей на территории РИ и обустройством тех, кто решил остаться в Ингушетии, были высоко оценены на всех уровнях системы Организации. Верховный Комиссар ООН по делам беженцев вручил М.Зязикову Золотой знак ООН, которым награждаются за заслуги перед гуманитарным сообществом. По словам ветеранов УВКБ, подобное отличие особо высоко оценивается в профессиональных кругах ООН, которая, как известно, наградами не разбрасывается и выдает их достаточно редко. Заметным событием международной жизни стал в конце января с.г. визит в РФ зам. Генерального Секретаря ООН по гуманитарным делам Яна Эгеланда. Он посетил по поручению Генсека ООН Ингушетию и имел обстоятельный разговор по проблемам прав человека с Президентом М.Зязиковым. Высокопоставленный чиновник ООН отметил практическое значение большой гуманитарной работы, проводимой в республике.
Таким образом, российские регионы достаточно активно формулируют и осваивают опыт европейского регионализма. Разделяя его общие принципы – сотрудничество, партнерство, субсидиарность, взаимопомощь, разграничение полномочий и т.д., субъекты РФ вносят в их применение свои исторические, политические, географические и иные традиции. Складывающаяся система связей между регионами Европы отвечает основным тенденциям международных отношений, содействуя решению актуальных проблем внешней политики, безопасности и дипломатии. Европа регионов – это не абстрактное понятие, а реалия, которая создается при активной и конструктивной роли субъектов Российской Федерации, их союзников и партнеров. •