История - дама коварная
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 19:31
Татьяна ЛОБОВА
Заведующая отделом истории и культуры журнала «Политика»
Тема памятников, как-то ушедшая в последнее время на второй план, вновь стала актуальной. Возмутителем спокойствия выступил мэр Москвы Юрий Лужков, предложивший вернуть памятник Дзержинскому на прежнее место.
В общем-то никто, даже самые рьяные критики Феликса Эдмундовича, не отрицают того факта, что Вучетич является одним из крупнейших монументалистов XX века, а памятник Дзержинскому - одно из лучших его произведений. В менее политизированной, нежели Россия, стране этих доводов было бы более чем достаточно. Но мы опять пошли своим путём...
Помнится, в своё время, когда в России решили перейти на собственную валюту, одним из предложений было - изображать на купюрах выдающихся деятелей истории. Практика, которая применяется во всех почти странах мира, в том числе и бывших советских республиках. И что? Идея заглохла почти сразу. Из-за невозможности решить, кто всё-таки достоин быть изображённым на российских деньгах. Оказалось, что даже у генералиссимуса Суворова есть противники, считающие его душителем свободы. Да и Пётр Великий для многих фигура неприемлемая: разрушитель Святой Руси. Посему решено было увековечить на купюрах не людей, а города. Хотя и здесь не все однозначно. Конечно, Аполлонова квадрига на Большом театре вроде бы политкорректна. Но Бог-то он всё же языческий. И так уж сквер перед театром имеет определённую славу, а тут ещё полуголый мужик. Поэтому не удивлюсь, если объявятся противники Аполлона.
Странно, что до сих пор личности, жившие в далёком прошлом, всё ещё являются реальными действующими лицами российской политики. Это, пожалуй, одна из особенностей нашей современной жизни. А проблема - в истории или, вернее, в её отсутствии. Ведь Россия - одна из немногих стран, где нет канонического учебника истории, который точно бы расставил все точки над i. Несколько раз это пытались сделать в советское время. Но, как всегда, конъюнктура заела. В сущности, Дзержинский Вучетича, пылящийся на задворках Дома художника, - зеркальное отображение Александра III Трубецкого, пылившегося на задворках Русского музея.
История - дама коварная и мстит за пренебрежение собой. Когда в криминальной хронике читаешь, что органы МВД расследуют противоправную деятельность охранной фирмы «Александр Невский», - просто оторопь берет. Ведь Александр Невский, ко всему прочему, ещё и один из самых почитаемых русских святых! Если так дальше пойдёт, - может появиться водка «Сергий Радонежский» или пиво «Владимир Креститель». А власть безмолвствует. И получается, что человека, спасшего Россию от тевтонского нашествия, защитить некому.
Думаю, необходимо, наконец, отбросив правых и левых, создать нормальный вариант русской истории, который и должен лечь в основу школьных и вузовских программ. Именно этот вариант должен стать основой решений о строительстве памятников, установке мемориальных досок, выпуске марок и т.д. В конце концов, - все люди. И даже у самых выдающихся деятелей были недостатки, даже самые великие правители совершали ошибки. Но почему-то именно у нас все эти ошибки и просчёты являются не предметом изучения специалистов, а выплёскиваются в школьные учебники и на первые полосы газет или телеэкраны.
Ситуация, согласитесь, абсурдная: в сущности, на деньги Сороса и прочих западных благодетелей целое поколение россиян лишают истинных знаний об исторических личностях собственной Родины, и государство при этом бездействует. Ну в какой ещё стране мира возможна ситуация, когда школьные программы по гуманитарным дисциплинам составляются иностранным финансистом с неоднозначной репутацией? Хотя, о чём говорить, если Министерство культуры РФ собиралось вложить деньги в русофобский фильм Илиенко о Мазепе? Слава Богу, это безобразие было пресечено. Но проблема осталась. И путей её решения пока не видно.
По сути, воспитание подрастающего поколения россиян отдано на откуп неизвестно кому. А реформа образования свелась к бесконечным спорам о том, сколько лет должно продолжаться школьное обучение - 10 или 12. Зато вопрос чему учат в наших школах наших детей - похоже, никого не волнует. И решить сложившуюся ситуацию можно только на самом высоком уровне. Причём спешно решить, потому что в данном вопросе воистину промедление смерти подобно.