Информационная безопасность — вопрос серьезный
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:41
Александра ТРОФИМОВА
Заместитель Генерального директора
АО «Электросвязь» Кемеровской области
Для того, чтобы приступить к обеспечению информационной безопасности, необходимо в первую очередь решить проблему физической сохранности информационных сетей.
В Кузбассе, как и во многих регионах Российской Федерации, криминальная обстановка на сетях и сооружениях связи крайне тяжёлая. Ежедневно в городах и районах области происходит по несколько случаев хищений кабельной продукции, оборудования связи. За 9 месяцев 2000 года совершено 1048 случаев хищений, более 46 тысяч человек на разное время лишались права пользования услугами информационной сети, только в Кемеровском ОАО «Электросвязь» — а это основной оператор связи на территории области, похищено 114 км. кабелей различной ёмкости, 99 комплектов линейных усилителей, более 20 тонн медных проводов ВЛС, нанесён финансовый ущерб свыше 100 млн. рублей. Помимо финансового, наносится громадный моральный ущерб населению, нарушаются конституционные права человека, наносится невосполнимый ущерб авторитету властных и силовых структур, не способных справиться с этим валом преступлений, которые по сути своей являются преступлением против основ государственности, а также лишают государственные структуры возможности осуществления управления.
Общеизвестно, что основным условием обеспечения управления подчинёнными структурами является надёжное, бесперебойное действие средств связи и оповещения. А о каком управлении можно вести речь, если вырезаются кабели связи с воинскими частями, кабели Центра правительственной связи, с колониями и тюрьмами, которых на территории Кузбаса очень много. Без связи остаются территориальные предприятия, банк, больницы, службы экстренной помощи. К тому же в Кемеровской области, в силу специфики региона, сосредоточено большое количество предприятий с потенциально опасным производством, 9 городов являются категорированными по критериям Гражданской обороны.
Федеральный закон от 21.12.94г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не действует. И это проблема не только регионов, но и МЧС РФ, и решаться она должна на правительственном уровне.
Нельзя сказать, что в области не предпринимаются меры по противодействию хищениям. ОАО «Электросвязь» вынуждено производить значительное отвлечение средств на обеспечение сохранности объектов связи. Для более эффективного противодействия хищениям издано совместное распоряжение областного ГУВД и ОАО «Электросвязь» и разработан совместный план организационно-практических мероприятий по обеспечению безопасности функционирования сетей и сооружений связи на территории Кемеровской области.
В основу принятых решений положено использование Федерального закона «О связи» № 15-ФЗ от 16.02.95г., статьи 24, 25 об исчислении суммы ущерба от хищений с учётом затрат на восстановление, с учётом убытков предприятий связи от не предоставленных услуг связи и санкций за простои связи. В чём значимость этого совместного распоряжения? До принятия такого решения органы внутренних дел оценивали ущерб по остаточной балансовой стоимости похищенного. Например, если вырезалось несколько метров кабеля, проложенного в 80-ых годах, то остаточная стоимость этого куска кабеля, конечно, несопоставима с балансовой стоимостью предприятия. На этом основании ущерб оценивался как малозначительный и, соответственно, уголовное дело не возбуждалось. Но технология построения информационных сетей такова, что вывод из строя отдельных элементов приводит к ухудшению качества работы или к полному прекращению действия средств связи, обеспечивающих передачу информации. Изменение подходов к оценке стоимости наносимого предприятиям связи ущерба позволит квалифицировать хищения на сооружениях связи как хищения в крупных и особо крупных размерах с применением соответствующих статей уголовного кодекса. Но необходимо учитывать и социальные последствия хищений на сооружениях связи.
В настоящее время социальные последствия от хищения цветных и чёрных металлов во всех отраслях производства таковы, что это можно и нужно рассматривать как национальное бедствие и необходимо срочно принимать закон об упорядочении и государственном регулировании порядка сбора и скупки цветных и чёрных металлов.
Но для обеспечения безопасности информационных сетей этого недостаточно. Необходим закон либо другой нормативно-правовой документ, определяющий, что умышленные повреждения или хищения на сооружениях связи должны квалифицироваться как преступления против государственной безопасности и как посягательства на конституционные права граждан. И мера ответственности за преступления по нарушению безопасности информационной сети должна быть такова, чтобы желающих совершать такие действия не было, независимо от того, сколько пунктов приёма и по какой цене будут скупать краденное.
Другой аспект Доктрины по информационной безопасности: обеспечение государственных интересов по сбору необходимой информации с помощью электронных средств связи. Речь идёт о требовании установки оборудования СОРМ на станциях АТС предприятий связи за счёт средств операторов связи. При годовом доходе Кемеровского ОАО «Электросвязь» в 200 млн. рублей это невыполнимая задача. Необходимо разработать комплексное решение поставленной задачи на правительственном уровне, предусматривающее финансирование целевых затрат из федерального бюджета.
Есть проблемы по обеспечению конституционных прав граждан на тайну переписки. Однако у этой проблемы — две стороны. Гарантированная государством тайна переписки нередко используется криминогенными структурами в преступных целях. Есть веские основания предполагать, что по каналам почтовой связи в посылках и бандеролях, даже в письмах, криминогенными элементами пересылается оружие, боеприпасы, взрывные устройства. Недавно в г. Прокопьевск на имя руководителя птицефабрики поступила посылка, которая только благодаря счастливой случайности не взорвалась при вскрытии.
Между тем существует специальное рентгеновское оборудование, установка которого на предприятиях почтовой связи в значительной мере поможет правоохранительным органам в борьбе с терроризмом. Для решения этой задачи также необходимо Правительственное решение и централизованное финансирование.
Администрация и основные операторы связи Кемеровской области предлагают принять изложенные предложения в качестве первоочередных при разработке правовых актов и целевых программ по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.