Через гармонизацию либерально-светского и религиозно-традиционного подходов к решению межэтнических и межрелигиозных проблем
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
16 Нояб 2011
- Опубликовано 16.11.2011 16:38
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
События последних лет показали, что секулярный мир, развивающийся по законам политической конъюнктуры, подчас не способен эффективно противостоять разжиганию межнациональных и межэтнических конфликтов. В данной ситуации авторитетное мнение лидеров религиозных общин стран Содружества Независимых Государств могло бы помочь нашим соотечественникам правильно сориентироваться в непростых ситуациях. Думаю, что сегодня нам также необходимо ответить на вопрос, почему голос духовных лидеров, призывающих к миру и взаимоуважению, не всегда бывает услышан противоборствующими сторонами.
Религии присущ абсолютный характер понимания истины и мира. Современный человек осознает, что, несмотря на успехи цивилизации, личность не становится благороднее. Разум и совесть обличают жизнь, не преображенную высшим смыслом, лишенную подлинной радости, не просветленную надеждой на будущее, которое простирается за пределы земного бытия. Человек, погруженный в стихию сугубо индивидуальных и прагматических интересов, порой оказывается беззащитен перед опасностью эскалации безудержной гордыни. С горечью можно констатировать, что сегодня в России существует опасность использования национальных и религиозных чувств для оправдания политического радикализма и ксенофобии. Естественное желание восстановить национальную идентичность нередко омрачается крайне агрессивным национализмом. Однако причины этого коренятся не только в «проклятом прошлом», как нас убеждают поверхностные публицисты. Отказавшись от понимания власти как религиозно обусловленного служения, от устройства общества по Божией, а не только по человеческой воле, современные демократии, наверное, лишились чего-то очень существенного. На человека сегодня смотрят прежде всего как на потребителя и избирателя. Лишенное религиозной перспективы и чувства ответственности перед Высшей силой, общество мельчает, начинает тонуть в коррупции и демагогии, чему мы все являемся свидетелями.
По милости Божией, россияне были избавлены от трагических конфликтов на религиозной почве, которые многократно возникали по всему миру. Однако сегодня такая опасность становится реальной, и причина ее — во влиянии на религиозные общины обмирщенной политической стихии, в попытках злоупотребить религиозными чувствами людей. Для православного сознания несомненно, что внешнее напряжение во взаимоотношениях между людьми является следствием кризиса внутреннего, духовного. Явившиеся в мир вместе с грехом озлобленность и мстительность, нетерпимость и враждебность лишают нас духовного единства, трезвенности и мужества, столь необходимых как каждому человеку, так и обществу в целом для противостояния хаосу и распаду.
Социальная и экономическая ситуация в странах Содружества сейчас такова, что разрешение многих насущных вопросов требует деятельного участия традиционных религий. Правительственные структуры Российской Федерации все более активно привлекают ведущие религиозные объединения к разрешению многих проблем общенационального значения, справедливо полагая, что опыт, накопленный верующими, может много послужить на благо общества. Ведется плодотворная совместная работа в области совершенствования законодательства, сохранения культурного наследия и общественной нравственности, в образовательной и гуманитарной сферах. Однако жители России и других стран СНГ, десятилетиями находившиеся в пагубном плену государственного безбожия, все еще оказываются беззащитными перед новым деструктивным нашествием -культом потребления, порока и вседозволенности. В этих условиях нравственная скудость оказалась причиной глубоких трудностей в национальном хозяйстве, политике, межнациональных отношениях. Вот почему жизненно важно, чтобы традиционные религии вновь утвердили свою роль хранителя нравственных устоев общества.
По свидетельству Священного Писания, Бог сотворил человека свободным делать выбор между добром и злом. История показывает, что этим великим даром человек может пользоваться разумно, лишь признавая высшее, Божественное начало. Наука, философия, технический прогресс, экономическое и политическое развитие не способны проникнуть в сокровенную область конечных ценностей, которая является достоянием веры и глубоких религиозных переживаний. Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, мы — представители традиционных религий — обязаны дать ответ на вопрос: как организовать общественную жизнь так, чтобы в ней господствовали не власть силы, денег и громких слов, но уважение к человеческому достоинству, истина, свобода, справедливость и мир? Безусловно, нерелигиозным людям, которых мы уважаем и с которыми плодотворно сотрудничаем, удается внести немалый вклад в улучшение жизни общества. Мы всегда поддерживаем позитивные, созидательные действия светской власти и различных общественных ассоциаций. Однако никто не может отнять у нас права утверждать, что сугубо светских действий недостаточно для полноты бытия личности и человеческого сообщества.
Осмысление общественных процессов последнего времени показывает, что этнический характер, образ жизни, менталитет многих народов сформировался под воздействием определенных вероисповеданий, которые воспринимаются ими как национальные религии, и вполне естественно, что межрелигиозные и межконфессиональные противоречия могут весьма отрицательно сказываться на межнациональных взаимоотношениях, способствуя их обострению. Россия, где издревле существовали различные религии, является на огромном пространстве Евразии одним из важнейших центров материальной и духовной культуры. Думается, что сегодня приоритетным элементом взаимоотношений народов, населяющих страны Содружества, должно стать широкое духовное культурное, гуманитарное партнерство. Состояние этнической вражды и узкоэгоистического национал-шовинизма может быть изжито только путем терпеливого воспитания и просвещения. Неповторимость каждой личности отражают премудрость Творца и являют собой красоту творения. Вот почему важно и то, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность при поддержании взаимной открытости.
Отсюда понятно, насколько важны и существенны как цивилизованные отношения между государствами и народами, так и осмысление действительности в конструктивном межрелигиозном и межнациональном диалоге. Отрадно констатировать, что такой диалог ведется и успешно развивается. Активно работает Межрелигиозный Совет России. Наша Церковь, а с недавнего времени и представители других традиционных религиозных общин России участвуют в работе Всемирной конференции «Религия и мир» — крупнейшей международной межрелигиозной организации. Принимаем мы участие и в заседаниях Диалога мировых религий по вопросам развития, проводимого в сотрудничестве со Всемирным банком. Представители нашей Церкви ведут собеседования с иранскими мусульманами-шиитами по весьма широкому спектру общественно значимых проблем. Важное значение мы также придаем научному форуму «Иудаизм-Православие», организованному Женевским центром межрелигиозных и межкультурных исследований и диалога и Всемирным еврейским конгрессом.
В своих взаимоотношениях с государством и светским обществом традиционные религиозные общины неизбежно сталкиваются с известным противоречием между исповедуемым ими идеалом и процессами секуляризации, которые сопровождают нынешнюю жизнь. Мне не раз приходилось критически высказываться о тенденциях, склонных к вытеснению религии исключительно в сферу частного бытия человека, к лишению ее права влиять на общественные процессы, быть основанием и регулятором межчеловеческих отношений. Православный христианин не может согласиться с таким подходом. Думаю, что подобные чувства испытывают и иудеи, и буддисты, и мусульмане. Многие современные противоречия, которые подчас описываются журналистами как межрелигиозные, на самом деле отражают конфликт между секуляризмом и целостным, традиционным религиозным миропониманием. Не стоит считать, что естественное желание верующего человека или религиозной общины обустроивать окружающую жизнь по законам, которые они считают данными свыше, является неким пережитком и должно якобы отмереть в ходе экономических и политических преобразований, узко понятого «просвещения» и так далее. Вся история человечества показывает, что на смену нравственному кризису — а именно такой кризис ныне переживает глобальная цивилизация — неизбежно приходит усиление морального и духовного фактора в жизни людей. Как ни пытались это объяснить сугубо земными причинами, подобное объяснение остается неполным и неточным. Сегодня, когда, казалось бы, либерально-гуманистическая идея торжествует, я рискую говорить о начале заката доминанты этой идеи. Все больше людей начинает утверждать о необходимости поиска более высоких основ мироустройства, чем баланс рыночных и политических интересов, так называемое общество потребления, культ удовольствий, нравственный релятивизм, учение о том, что свобода личности, ограниченная лишь интересами других индивидуумов, есть уникальная основа права и морали.
Впрочем, было бы совершенно неверно считать, что истинно верующие люди с нетерпением ждут «конфликта цивилизаций», столкновения религиозных и светских принципов устроения земной реальности. Конфликт, конечно, уже происходит — достаточно взглянуть на события в Нигерии, Алжире, Египте, Израиле, Греции, Турции, Афганистане, странах Центральной Азии, на Филиппинах и так далее. Тень этого конфликта недавно легла на Северный Кавказ. Что же нам делать? Открывать все новые фронты? Игнорировать остроту проблемы, ссылаясь на непонятный дикий фанатизм, и уповать на всесилие оружия, а также экономических кнутов и пряников? Полагаю, что это тупиковый путь, ведущий к жертвам и несправедливости. С другой стороны, на мой взгляд, мы все еще имеем шанс гармонизировать возникшее противоречие, избегая кровопролитного сценария.
Нельзя не уважать достижений либеральной цивилизации. Она дала человеку и обществу определенную защиту от произвола властей, работодателей, других «сильных мира сего». Однако, если быть последовательными, мы должны признать, что индивидуумы и человеческие сообщества имеют право свободно избирать свой образ жизни. Такое право подчас на деле отрицается как многими национальными правительствами, так и международными центрами политической, экономической и информационной власти. В то же время из истории известно, что совсем недавно в Российской империи, например, мусульманские народы могли жить по законам шариата, выстраивая соответствующим образом воспитание юношества, семейные отношения, хозяйствование, судопроизводство по добровольному выбору сторон. При этом христиане и люди других вероисповеданий, жившие в населенных мусульманами районах, руководствовались общим правом империи — так, они судились с мусульманами отнюдь не в шариатском суде.
Конечно, подобная система вряд ли может быть буквально воспроизведена в современной России. В одну реку нельзя войти дважды. Но правильно ли мы поступаем по отношению к мусульманам, когда в чеченских школах сегодня вновь пытаются учить, что человек произошел от обезьяны, а религиозное представление о чуде — не более чем миф? Кстати, а почему так должны учить православного школьника? Почему нам говорят, что тотальное утверждение скептического взгляда на религию — это якобы признак мировоззренческого нейтралитета государства? Почему, наконец, рудименты советской системы отношений между религией и государством, совершенно нетипичные для остальной Европы, у нас до сих пор объявляются нормой?
Видится ничем не оправданной монополия секулярного гуманизма и либерализма на философское обоснование наиболее значимых общественных решений, особенно там, где верующие люди составляют большинство. Это касается и международного, глобального контекста — ведь среди населения Земли верующие также преобладают. Если человек, семья, община желают практиковать целостный религиозный образ жизни, включая образование, культуру, местное самоуправление, судопроизводство — им необходимо предоставить такую возможность. Ведь они только тогда станут искренними патриотами своего государства, когда оно не будет стеснять их веры и не будет мешать жить согласно установлениям, почитаемым ими превыше всего земного. Власть и общество, на мой взгляд, должны озаботиться гармонизацией нынешнего светского права и основанной на нем административной практики, с одной стороны, и религиозных традиций и правил, с другой. Причем это актуально не только для жителей исламских регионов и вообще для мусульман, но также для православных верующих, ортодоксальных иудеев, наверное, и для буддистов.
Русская Православная Церковь открыта к межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, заинтересована в его продолжении, ибо он свидетельствует о способности верующих нравственно оздоровить и консолидировать общество. Убежден, что несмотря на объективные трудности на данном поприще, несмотря на многие скорби нынешней жизни, нам удастся плодотворно потрудиться во имя утверждения мира, справедливости и процветания человеческого рода.