Господин Осканян, как Вы оцениваете состояние нынешних российско-армянских отношений? Какие проблемы, на Ваш взгляд, мешают их поступательному развитию? Проведение «Года Армении в России» – это шаг к укреплению культурных связей между нашими странами или что-то большее?
– Россия была и остается союзником Армении. Наши отношения имеют стратегический характер. Мы неоднократно заявляли, что развитие военнополитического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества с Россией является одним из приоритетов внешней политики Армении. В течение последних 15 лет армяно-российские межгосударственные отношения формировались в свете быстроразвивающихся процессов в регионе. За последние годы направление внешней политики двух стран, нацеленное на углубление стратегического сотрудничества не претерпело никаких изменений, что обусловлено общностью историко-культурных ценностей и многовековой дружбой между двумя народами. За этот период было подписано около 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, которые регулируют отношения между двумя странами в военно-политической, экономической, гуманитарной и других областях. Стратегическое сотрудничество между Арменией и Россией в политической и военно-политической областях, а также взаимовыгодное сотрудничество в рамках таких международных и региональных организаций, как СНГ, ОБСЕ, СЕ стимулируют и развитие торгово-экономического сотрудничества.
Проведение Года Российской Федерации в Республике Армения в 2005 г, а также проведение в этом году Года Армении в России – это очередная возможность для углубления армяно-российских отношений не только в сфере культуры, но и политического диалога, а также сотрудничества в экономической и гуманитарной областях. Такие мероприятия открывают новые перспективы сотрудничества и стимулируют качественно новое взаимодействие по всем направлениям.
В связи с этим, осуществляются взаимные визиты на самом высоком – президентском уровне. Понятно, что в ходе встреч президентов обсуждается широкий круг вопросов и принимаются решения по самым актуальным проблемам.
Проведение совместных мероприятий способствует укреплению деловых связей между нашими странами, придает новое содержание нашим отношениям. Ведь после распада Советского Союза, к сожалению, в какой-то мере ослабли межчеловеческие связи, общение между деятелями культуры, а молодое поколение мало знает друг о друге. Думаю, что проведение года Армении в России, в свою очередь, создаст новые возможности для восстановления братских отношений между нашими народами.
Что касается сложностей, то это, в первую очередь, – отсутствие железнодорожного сообщения, а также проблемы, связанные с бесперебойным функционированием сухопутного сообщения. Учитывая то, что Россия является основным рынком сбыта армянских товаров, это в значительной степени влияет на себестоимость товаров и уменьшает объем товарооборота. Тем не менее, самым главным является то, что у нас – растущая динамика отношений, постоянное укрепление связей и обоюдное осознание их важ��ости. Считаю, что армяно-российские крепкие и безоблачные отношения являются гарантией стабильного развития и безопасности на Южном Кавказе и, почему бы и нет, в прилегающем регионе.
– Многие российские СМИ сообщили о новых армяно-российских договоренностях по т.н. «газовому вопросу». В посвященных этому статьях указывалось, что в обмен на повышение тарифов на поставляемый из России газ, Москва предложит Еревану некие «бонусы», связанные с модернизацией армянской армии. Как бы Вы могли прокомментировать эту информацию и каковы конкретно эти «бонусы»?
– В Армении довольно болезненно восприняли решение российской стороны об увеличении вдвое цены на газ в конце прошлого года. Это послужило поводом для многочисленных обсуждений, анализов, а также критики. В течение трех месяцев до завершения переговоров, общественность активно обсуждала мотивы и причины такого решения, выдвигая всевозможные версии. С удовлетворением хочу отметить, что все вопросы, возникшие между Арменией и Россией, нам удается решать на дружественной и взаимовыгодной основе. Так было и в вышеупомянутом случае. Были достигнуты такие соглашения, которые в долгосрочной перспективе выгодны для обеих сторон, и поднимут на качественно новый уровень двусторонние отношения в области экономики и энергетики.
Что касается вопросов усовершенствования армянской армии, то они регулируются другими соглашениями, и к договоренностям о газе не имеют никакого касательства. Кроме того, как я уже отметил, эти решения – экономического характера, и они не предусматривают предоставления бонусов.
– Какие изменения произошли в отношениях с соседней Грузией после т.н. «революции роз»? Не оказывают ли на них негативное влияние антиармянские проявления, в частности, инцидент 9 марта с.г. в г. Цалке, когда неизвестными был убит армянский юноша Геворг Геворкян?
– Отношения между Арменией и Грузией исторически были тесными и дружественными, и они не обусловлены тем, какая из политических сил находится у руля власти. Мы считаем, друг друга братскими народами, и у общественности обеих стран есть ясное осознание того, что сотрудничество между нашими государствами нужно сохранять на высоком уровне. Хочу отметить, что сегодня мы фиксируем активизацию во всех областях двусторонних отношений. Имеет место тесное и конструктивное взаимодействие на межправительственном уровне.
Армян Грузии мы воспринимаем, как связующее звено между двумя странами: это наше общее богатство, как, кстати, и армяне России. Думаю, что временные трудности, в основе которых лежат социально-экономические проблемы, будут преодолены, и отдельные отрицательные явления исчезнут из общественного сознания.
Упомянутый несчастный случай не мог каким-нибудь значительным образом отразиться на нашем партнерстве, мы не склонны придавать этому случаю иной окрас, тем более, что соответствующие органы Грузии предприняли оперативные шаги для установления и наказания виновных.
– В российских и зарубежных СМИ появились сообщения о появлении в Джавахетии т.н. «Бригады освобождения Ахалциха», угрожающей расправой местным жителям. Как Вы считаете, кто может быть заинтересован в обострении обстановки в этом регионе? И как в этой связи может быть прокомментировано заявление посла Грузии в Ереване Реваза Гачичиладзе о том, что компактное проживание национальных меньC шинств не является условием для предоставления автономии Джавахетии? Какие меры готово предпринять руководство Армении для защиты соотечественников в Грузии?
– Как я уже отметил, в двусторонних отношениях с Грузией преобладает высокий уровень взаимопонимания, что в совокупности с другими вопросами находит свое отражение в активных контактах между правительствами двух странЭтот диалог приобретает еще большее значение в свете нынешних проблем в Джавахке. Сегодня между правительствами двух стран существует четкий механизм консультаций, который доказал свою дееспособность.
Официальный Тбилиси тоже понимает, что в Джавахке есть ряд проблем, нуждающихся в неотложном решении, и предпринимает меры по смягчению социально.экономической ситуации в регионе. Среди них, в частности, предоставление 100 млн. долларов в рамках американской Программы «Вызовы тысячелетия» на восстановление инфраструктуры региона.
Армения заинтересована в стабильной Грузии, в том, чтобы в ее лице иметь процветающего и уверенно стоящего на ногах соседа. Только в пред. сказуемых и демократических обществах гарантирована эффективная защита прав меньшинств и обычных граждан.
Не думаю, что кому-либо в нашем регионе – будь то политическая сила или группа лиц – выгодно осложнение ситуации. Это невыгодно ни нашим народам, ни их друзьям. Поэтому считаю, что мы должны рука об руку решать те проблемы, в основе которых лежат и объективные и, зачастую, субъективные и искусственные причины.
– Известно, что в последнее время Армения активизировала сотрудничество с Ираном, в том числе по вопросам поставки энергоносителей. В то же время Тегеран причислен Вашингтоном к числу «форпостов тирании». Какова будет позиция Армении в случае проведения США военной операции против Ирана?
– С Ираном у нас традиционно дружественные отношения. Более того, эти отношения являются ярким примером долговременного и заслуживающего подражания сосуществования двух народов, принадлежащих к разным религиям и цивилизаци. ям. Для Армении отношения с Ираном обусловлены объективными факторами жизненно-важного значения, взаимными экономическими интересами, а также особенностями геополитического положения. Кроме политических связей, главными направлениями в отношениях с Ираном являются сферы энергетики, транспорта, науки и культуры. Понимая международную озабоченность в связи с иранской ядерной программой, мы, тем не менее, считаем, что взаимоприемлемое решение должно быть найдено дипломатическим путем, посредством переговоров. Думаю, что МАГАТЭ пока не исчерпало свои возможности в деле урегулирования этой сложной проблемы и хочу верить, что все вовлеченные стороны придерживаются такого же мнения.
– Как Вы оцениваете ближайшие перспективы диалога по Карабаху? Как Армения относится к инициативам Запада о введении в зону конфликта международных миротворческих сил? И не станет ли Программа «Вызовы тысячелетия» финансовым рычагом Запада для оказания давления на Армению?
– Два из заданных трех вопросов нуждаются в уточнении. Нынешний этап урегулирования карабахского конфликта можно охарактеризовать, как активный процесс консультаций. Как стороны конфликта, так и посредники прилагают максимум усилий для придания нового духа перегово. рам. Мы оптимистично настроены по поводу перспектив мирного процесса и продолжаем верить в возможность нахождения приемлемого решения для всех сторон. Армения готова предпринять все возможные меры для достижения мирного и взаимовыгодного урегулирования.
То, что касается вашего второго вопроса – пока преждевременно говорить о миротворцах и особенно представлять это как инициативу Запада. Любой путь урегулирования будет долгосрочным и надежным только при наличии согласия всех сторон. И стороны конфликта, при поддержке России, США и Франции, сами решат, какая модель урегулирования будет задействована.
Как известно, Программа «Вызовы тысячелетия» предусмотрена для снижения уровня бедности преимущественно в сельских районах и имеет подчеркнуто социальный характер. Мы благодарны правительству США за предоставление такой щедрой безвозмездной помощи Армении, которая станет серьезной инвестицией со стороны правительства Армении в процесс улучшения жизненных условий в селах. В то же время программа будет способствовать укреплению демократии в Армении.
– В 2007 году в Армении пройдут парламентские выборы, а в 2008 – страна выберет президента. Какие политические силы можно считать фаворитами на предстоящих плебисцитах? Как итоги выборов могут повлиять на состояние отношений с Россией и судьбу 102-й военной базы? Не является ли проявляемая в последнее время повышенная внешнеполитическая активность министра обороны Сержа Саркисяна признаком того, что он может стать следующим Главой Государства?
– Парламентские выборы состоятся весной следующего года, и сегодня я воздержался бы говорить о лидирующих. Тем более, что предвыборная кампания пока не началась. Размещение 102-ой российской базы в Армении состоялось согласно подписанному между Арменией и Россией в 1995 году Договору о российской военной базе на территории Армении. Насколько мне известно, ни одна политическая партия не ставила под сомнение целесообразность этого Договора. Поэтому я не стал бы увязывать результаты парламентских выборов с судьбой военной базы. Более того, по объективным причинам, Армения нуждается в дополнительных средствах безопасности, и присутствие военной базы исходит из наших же интересов. Вообще, отношения между Арменией и Россией стабильные и крепкие, имеют динамику развития и обусловлены не только совпадением интересов обеих стран, но и идущих из глубины веков дружбой и тесным общением между двумя народами. Думаю, что любая победившая на выборах политическая сила будет считать своим долгом преумножение всего позитивного в наших взаимоотношениях.
Что касается предвыборных планов Министра обороны господина Саркисяна, то думаю, что будет лучше спросить об этом у него.
– В одном из недавних своих выступлений Вы сказали, что эти выборы станут экзаменом демократичности Армении. Означает ли это, что у оппозиции появляется реальный шанс победить на них? И насколько, по Вашей оценке, возможно повторение в Армении событий, называемых в России «цветными революциями»?
– Я действительно считаю, что предстоящие выборы чрезвычайно важны с точки зрения будущего Армении, имея в виду прежде всего интересы армянского народа, а также взятые перед международным сообществом обязательства оставаться приверженными демократическим принципам. В этом смысле – да, они станут экзаменом, как для всех без исключения политических сил так и для общества в целом.
Что касается «цветных революций в Армении», – не могу гадать. Во всяком случае, за последние один-два года такие попытки были сделаны одной из ветвей армянской оппозиции, но они провалились. Сам лично, как член нынешнего правительства и команды Президента Армении, выступаю за эволюционный путь преобразований и уверен, что альтернативы эволюционному разви. тию в Армении нет.
– Какова роль зарубежных армянских диаспор в политической жизни страны? Как Вы оцениваете деятельность международных комитетов «Ай Дата»? Каким образом мнение диаспоры может быть учтено на предстоящих выборах (с учетом того обстоятельства, что лица с двойным гражданством не будут обладать на них правом голоса)?
– Заинтересованность и присутствие обширной армянской диаспоры играет в Армении значительную роль, и она растёт с каждым днем. Но это не имеет никакого влияния на политическую жизнь страны, да и не может иметь, поскольку это не позволят действующие законы. Сейчас в стадии разработки находится закон о двойном гражданстве, после принятия которого станет ясным, какие права на выборы в Армении будут иметь представители Диаспоры с двойным гражданством. Тем не менее, у нас постоянные контакты и консультации с влиятельными представителями нашей Диаспоры. Они, в основном, касаются области благотворительности, программ развития Армении, а также других панармянских вопросов, в частности, признания Геноцида армян и проблемы Нагорного Карабаха.
В этом смысле, я высоко ценю деятельность политических организаций Диаспоры, в частности, работу «Ай Дата» (Комитета по продвижению Армянского Вопроса), которые на профессиональном уровне успешно представляют и лоббируют армянские вопросы во многих странах и международных организациях, в частности, – в США и Европе. •
Материал к публикации подготовил Руководитель Международного отдела журнала «Политика» Вадим ПОЗДЫШЕВ
Холдинг «Политика» благодарит за помощь в организации материала Президента Общества дружбы и сотрудничества с Арменией, члена Союза писателей Армении Виктора КРИВОПУСКОВА
|