В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, системно и идеологически связанном с предыдущими Посланиями, Президентом РФ В.В. Путиным сформулированы на долгосрочную перспективу задачи стратегического развития Государства и общества с учетом глобализации и интернационализации мировой политики и экономики. На основе принципов суверенитета и интеграции, конкурентоспособности и инноваций, демократии и права, составляющих базовые ценностные ориентиры современной власти, предложены механизмы и надлежащие ресурсы, технологии решения указанных задач для России XXI века.
Органично среди них воспринимаются проблемы внешней политики российского Государства, определения его места и социального статуса в мировом разделении труда, формируемой архитектуре международных отношений.
Предложенный Президентом России анализ отличается комплексностью, адекватностью существующим международным реалиям, прикладным характером предлагаемых инструментов решения актуальных вопросов современного миростроительства. Среди наиболее значимых выводов, сделанных с учетом международных интересов, приоритетов национальной безопасности нашей страны, – указание на появление новых угроз и вызовов, расширение в мире конфликтного пространства. Этот процесс подпитывается наличием значительной террористической угрозы, неурегулированными региональными спорами, межконфессиональным противостоянием, распространением оружия массового уничтожения, необеспеченностью гарантий невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Отрицательную роль играют сохраняющиеся в политическом сознании властной элиты отдельных стран стереотипы блокового мышления и предрассудки из эпохи «холодной войны».
В этой связи В.В. Путиным поставлена конкретная задача дня. По его убеждению, с которым объективно нельзя не согласиться, «военные и внешнеполитические доктрины России также должны дать ответ на самые актуальные вопросы, а именно: как уже в нынешних условиях и совместно с партнерами эффективно бороться не только с террором, но и с распространением ядерного, химического, бактериологического оружия, как гасить современные локальные конфликты, как преодолевать другие новые вызовы?»
Поиск соответствующего ответа, в котором, заметим, заинтересовано не только собственно российское Государство, но и международное сообщество в целом, предполагает согласованную работу властных структур и представителей интеллектуальных кругов нашей страны. Свой вклад призваны внести и органы законодательной власти России в лице Федерального Собрания. Для выполнения этой роли оно обладает конституционным правом, ответственностью за развитие Государства и, что также важно, практическим опытом международной деятельности.
Исходя из оценок и указаний Послания, последняя должна быть критически проанализирована, в нее следует внести необходимые коррективы с учетом постоянно действующего мониторинга со стороны Совета Федерации и Государственной Думы при поддержке и помощи со стороны Министерства иностранных дел РФ.
Как известно, парламентская дипломатия России – составная и позитивно востребованная часть внешнеполитического курса России, который, как отмечено в Послании, «опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права». Она решает как общие, так и специф��ческие задачи, обеспечивая его цельность, мобильность и легитимность.
Как отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г., «Совет Федерации и Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств».
Реальный опыт участия Парламента России в международных отношениях разнообразен по форме и содержанию. Он распространяется на различные аспекты двусторонней и многосторонней дипломатии, предполагает межпарламентское взаимодействие и сотрудничество с соответствующими компетентными органами суверенных государств и международных организаций, расширяется функционально и географически. Так, на примере Совета Федерации заметна динамика установления эффективных связей с широким кругом национальных парламентов Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, других регионов мира, с важнейшими международными организациями – Европарламент, Совет Европы, ОБСЕ, АТПФ, ШОС, Межпарламентский Союз, Парламентская Ассамблея СНГ, ПАЧЭС, ПА ЕврАзЭс и др. Верхняя палата имеет на сегодня более ста международно оформленных договоренностей (коммюнике, протоколы, политические декларации и т.п.) с различными зарубежными контрагентами о партнерстве и сотрудничестве. В последнее время помимо совершенствования практики международных обменов делегациями, публичными позициями по актуальным проблемам международных отношений Совет Федерации придает большое внимание формулированию конкретных международных инициатив. Так, в ходе работы 113 сессии Ассамблеи Межпарламентского Союза (Женева, 2005 г.) делегация СФ предложила сформировать общеевропейскую парламентскую систему мониторинга за соблюдением государствами своих международно-правовых обязательств в сфере борьбы с международным терроризмом. На 114 сессии МПС (Найроби, 2006 г.) прозвучали новые актуальные предложения – о принятии программы прогрессивного развития международного права на основе взаимопонимания, диалога и взаимодействия, а также о создании всемирной сети парламентской поддержки Организации Объединенных Наций. Как видно, по своему содержанию они в полной мере отвечают идеям Послания Федеральному Собранию РФ. В более широком – методологическом и организационном плане – задачам реализации этого важнейшего политического документа отвечала бы разработка комплексной программы парламентской дипломатии Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Она могла бы, по нашему мнению, состоять из трех частей. В первой – характеристика состояния и перспектив развития межпарламентского диалога в мире, определение его тенденций и проблем объективного и субъективного характера. Во второй – установление целей и задач международной деятельности Федерального Собрания России в соответствие с Конституцией и международными (политическими, юридическими) обязательствами российского государства. Здесь же – определение параметров координации ФС РФ с другими властными структурами – это Правительство, Совет Безопасности, МИД, Минфин, МЭРТ Российской Федерации и др., а также неправительственными организациями, например, с Общественной палатой.
Наконец, в третьей – конкретный план действий применительно к отдельным странам, международным организациям, укреплению международно-правовой и национально-правовой базы сотрудничества, мониторингу межпарламентской деятельности Совета Федерации и Госдумы, оказанию ими практической помощи в установлении внешних связей (торгово-экономических, культурных, научных, молодежных, спорт, туризм и т.п.) субъектов Российской Федерации, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, и другие актуальные векторы. План действий, как наиболее динамичная составляющая Программы должен периодически пересматриваться с учетом новых проблем и по мере выполнения намеченных целей.
Российский парламентаризм, как эффективный институт современной демократии показал свое значение с точки зрения разделения властей и объединения их потенциала в интересах государственного строительства России. В XXI веке он будет востребованным и для обеспечения внешнеполитического курса нашей страны, ее эффективного присутствия и деятельности в международном сообществе на основе принципов международного права и справедливости. •
|