Нежелание общества принять в свои ряды ребёнка с ограниченными возможностями в развитии – факт не новый. 18 лет назад я впервые переступила порог вспомогательной школы именно для таких детей и стала её директором. Ужаснуло меня школьное здание: сырость, холод, протёкшие обвалившиеся потолки, поражённые грибком стены, полусгнившие рамы и обугленная открытая электропроводка. Дорога к школе не освещалась и даже не была заасфальтирована. Но самым страшным оказалось отношение жителей окрестных домов: нас именовали «школой дураков», а ребят наших – детьми второго сорта. Для родителей отдать своё чадо в это непривлекательное место было худшим наказанием.
Казалось, клеймо общего неприятия невозможно было смыть. Но нам удалось доказать обратное. Личность ребёнка с проблемами в умственном развитии была нами поставлена во главу всего учебно-воспитательного и трудового процесса. Начали мы с капитального ремонта школьного здания, превратив его в тёплый, уютный дом. Причём ребята были заняты практически на всех этапах этого сложного, длительного превращения. Именно тогда стали пробуждаться в них любовь и уважение к своей школе.
Педколлектив определил для себя приоритетную задачу: подготовить ребят к самостоятельной жизни, обучить их крепким, нужным Государству профессиям. Экспериментировали несколько лет, на практике проверяя создаваемую новую модель специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с проблемами в умственном развитии) на базе обычной вспомогательной школы, не требуя при этом из городского бюджета никаких дополнительных финансовых затрат. В результате, девять лет назад 1996 году школа получила статус – коррекционная школа-производство с профессиональным обучением детей с проблемами в умственном развитии.
Учитывая утверждение А.С. Макаренко, что нужно взять за основу организацию дисциплины в коллективе, предъявляя «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему», каждый педагогический работник школы стал формировать у детей устойчивые нравственно-эстетические черты, в первую очередь – патриотизм и гражданственность, предотвращая тем самым их вовлечение в преступную деятельность. Это не всегда удавалось, так как наши учащиеся внушаемы, некритичны, подчиняемы, безвольны, импульсивны, гипертрофированны и др. Но мы старались создать особые психолого-педагогические условия, способствующие оздоровлению их жизни.
А.С.Макаренко говорил: «Если имеется настоящая детская организация, то можно делать настоящие чудеса». Созданием такой организации, устойчивым объединением учащихся, сплоченных общей целью и совместной общественно-полезной деятельностью, мы и занялись. Школа начала работать в режиме продлённого дня. Классных руководителей заменили на воспитателей, основной работой которых стало формирование именно коллектива, налаживание отношений между учителями и учениками, учениками и их родителями. Ведь благополучие невозможно в одной отдельно взятой семье, доме, улице – ему постоянно будут угрожать неустроенные дети. Мы не вправе отвечать на это притворной глухотой. Отвечать надо помощью: социальной, медицинской, педагогической, психологической, правовой, а самое главное – душевной. Смысл этой помощи не в казённой галочке в списке разнообразных милосердий, а конкретная помощь – себе самим и своим детям.
Тем временем количество учащихся росло. Одно школьное здание уже не вмещало для занятий в одну смену стольких детей. Помогла городская админис��рация. Нам передали старое здание бывшего детского сада, расположенного в 10 минутах ходьбы от школы. В течение полугода его прекрасно отремонтировали и оборудовали. Достаточные финансовые средства из городского бюджета на эти цели были выделены своевременно и в полном объёме. В новое здание мы вывели для ��бучения около 80 учащихся 0-2 классов, т.е. самых маленьких. Там же стали проживать 80 разновозрастных воспитанников интерната, были открыты группы для детей-сирот.
Реабилитационно-педагогическая деятельность в условиях образовательного интернатного учреждения тесно взаимосвязана с процессами социализации воспитанника. Учёными доказано, что человек в процессе социализации выступает самореализующимся субъектом, обладающим своими мотивами, капризами, потребностями, ставящим самому себе цель. Отсюда сущностью педагогической деятельности являлось создание условий для саморазвития личности, выявления способностей.
Ориентируясь на эту установку и в связи с переходом страны на рыночную экономику, педагогический коллектив нашей школы-интерната вынужден был активно искать новое содержание трудовой и профессиональной подготовки детей, т.к. именно в отчуждении ребёнка, подростка от труда, на наш взгляд, заключено начало трудностей в реабилитации и воспитании молодёжи. Хорошо организованный труд создаёт культуру. Великолепно выполненная своими руками вещь становится источником положительных эмоций, чувства радости и душевного просветления. И наоборот: бездуховность принудительного труда ведёт к душевному опустошению, оболваниванию, создаёт почву для прорастания человеческих пороков.
Учебный трудовой процесс в нашей школе был переведён на производственную основу. Трудовое начало, культура труда стала пронизывать всю школьную жизнь. Нельзя учить труду без самого труда. Мы добились, чтобы все ученики, начиная с 4 класса, участвовали в производительном труде, чтобы труд из занятия, имеющего оттенок школярской повинности, превратился в дело самой жизни. Труд подростков рассматривается у нас как совершенно серьёзное, взрослое дело. Все учащиеся стали получать за свой труд заработную плату и самостоятельно распоряжаться этими деньгами. Мы убедились, что воспитательную силу труд обретает лишь тогда, когда он через экономические стимулы становится внутренней потребностью ребёнка. Школа помогла каждому ученику увидеть себя, открыть радость его необходимости обществу через изготовление продукции на базе школьных мастерских.
Трудовая реформа требовала денег. Где же мы взяли первоначальный капитал, чтобы улучшить материально-техническую базу? Изучая рынок, стали на уроках труда под руководством опытных педагогов изготавливать простейшие бытовые вещи, пользующиеся спросом у местного населения. Качество школьных изделий и относительная их дешевизна позволили увеличить потребительский спрос и заставили нас искать новые пути реализации продукции через торговую сеть, рынок, а затем и через магазин «Школьник», открытый в школе-интернате. Выручка постоянно росла. Внебюджетные средства, полученные от реализации изготовленной школьниками продукции, позволили заметно улучшить материально-техническую базу школы в целом, закупить столярные и слесарные верстаки, промышленные и бытовые швейные машины, оверлоки, токарные, фрезерные, копировальный, сверлильные и фуговальные станки, муфельные печи, электролобзики, электроплиты, электродрели, электрорубанки, другие различные инструменты для оборудования 100 рабочих мест. Мы сумели купить даже грузовую автомашину. Часть материалов, оборудования и инструментов удалось получить в виде благотворительной помощи.
На базе школьных мастерских для выпускников школы были открыты группы профессионального обучения. Сначала таких групп было лишь три, сейчас их уже 11: столярное, слесарное, швейное, поварское, строительное, парикмахерское дело, машинопись, подготовка младшего обслуживающего персонала, рабочих по обслуживанию здания, младшего медицинского персонала и цветоводство. В перспективе мы планируем открыть группы профессионального обучения по подготовке слесарей-сантехников, специалистов по мелкому ремонту обуви, переплётно-картонажному и автоделу.
Результаты такого подхода к трудовому обучению подтвердили наши прогнозы. Учителя отмечают качественно-новое отношение подростков к труду, их высокую результативность, а самое главное – дисциплинированность. Мы успешно выдержали экзамен на умение жить, работать и выживать в новых условиях. Трудные времена прошли. То, что старый хозяйственный механизм в образовании безнадёжно устарел, для нас очевидно. В жизни нашей школы давно наступила пора нового хозяйствования. Но это под силу лишь думающим, творческим учителям, коллективу единомышленников.
Сегодня наша школа – это дом ребёнка, школа радости, центр творчества. Основная моя роль, как роль директора такой школы, заключается в том, чтобы это была единая школа, с общими для всех сотрудников ценностями, принципами, установками. Моя задача – добиться со стороны каждого работника стремления к творчеству, но с соблюдением одного условия: понимания, что ты не один, что рядом работают твои коллеги, и все мы служим детям. В новых условиях хозяйствования мне, как руководителю школьного коллектива, представилась широкая возможность маневрировать материальными и финансовыми ресурсами, что позволило поощрять не только результативность труда учащихся, но и качество труда каждого работника школы. Мы уже можем демонстрировать свою предприимчивость, вдумчивый подход и нициативу в организации трудового и профессионального обучения. Если раньше изделия наших учащихся лишь показывались на школьных выставках, то теперь они вырвались за рамки родного города – на ярмарки района и области, в выставочные центры Москвы. Всё это позволило оценить производительный труд школьников как труд нужный, прибыльный и важный. Школа и деньги стали совместимыми понятиями. Школа стала поистине трудовой.
Учителя трудового обучения, работающие в нашем педагогическом коллективе, в настоящее время практически все имеют высшую квалификационную категорию. Многие из них пришли к учительской профессии от рабочего места. Будучи умельцами высокого класса, они являются убеждёнными сторонниками преобладания практической направленности трудового обучения, не умаляя значения теоретических знаний. Они любят детей, полны к ним доверия и теплоты. Считают, что труду надо учить в труде, работника воспитывать в работе и что знания необходимы для дела. Ведь не даром говориться: «применение – истинная мать учения».
Наша школа изменилась так, что реальностью стал педагогически организованный процесс индивидуального развития ребёнка. Получаемые ребёнком знания и навыки имеют действительно развивающий эффект, причём именно для каждого ребёнка. Их откровенная заинтересованность, любознательность и инициативность – вот очевидные показатели того, что идёт процесс развития, а не просто «натаскивание» на определённые знания и умения. Наши ребята не боятся совершать ошибки, допустить брак, не стремятся скрыть их, т.к. уверены, что высококвалифицированные педагоги обсудят с ними эти моменты, помогут исправить. При этом даже маленькие дети получают оплату за изготовленные ими изделия. Это даёт возможность закрепить представление об их личностном вкладе в общее дело.
Детям с проблемами в развитии необходимо как можно чаще переживать состояние полной увлечённости каким-то делом, настолько полной, чтобы терялось ощущение хода времени, именно тогда раскрываются резервные силы их организма. Необходимым феноменом этого процесса является доброжелательное окружение, умение учителя восхищаться и вызывать восхищение детей самостоятельностью работы, проявлением творческой индивидуальности. Творчество служит больному ребёнку средством общения, способом передачи мыслей, переживаний. Поэтому мы попробовали неисчерпаемые возможности школьных кружков, клубов и секций, тем более что ручной труд стал очень цениться в современном мире. Значит – работа кружков декоративно-прикладного направления представляет большие возможности для дополнительной профессиональной ориентации учащихся. Дети получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства.
Наши ребята могут научиться художественной резьбе и росписи по дереву, вязать на машине и спицах, вышивать, заниматься соломкой, макраме, бисером, кожей, ковроткачеством, мягкой игрушкой, картонажно-переплётным делом, работать с глиной, танцевать, показывать кукольные спектакли, петь и играть на разных народных инструментах в фольклорном ансамбле. Наш школьный театр – особенный, он лучший доктор ! В нём играют учителя и дети. Когда больной ребёнок на сцене, когда на него устремлены десятки глаз – он чувствует, что ему верят, от него ждут чуда. И оно происходит ! Участие в спектаклях наравне со взрослыми «актёрами»-учителями совершает чудеса в коррекционном развитии личности ребёнка. Даже самые трудные здесь становятся мягче, терпимее.
Умственно отсталым детям часто приписываются дурные задатки, но мы уверены, что при мудром воспитании они вырастут полезными обществу гражданами. При условии, что им дадут место рядом, а не загонят в тёмный тоннель, в конце которого свет никогда не забрезжит. Дети с проблемами в развитии – почти затворники. Реальное знакомство с окружающим миром у них ограничено. Школьные поездки в театры и музеи Москвы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы дают потрясающий эффект в воспитании наших учащихся.
Трудную задачу личностно-ориентированной гуманистической педагогики может выполнить лишь сплочённый коллектив, умеющий творить, создавать, развивать, обновлять, обогащать. Именно такой он сегодня в нашей школе-интернате, ни один раз уже доказавший городу, району и области своё высокое профессиональное мастерство, знание педагогики, психологии, психиатрии и олигофренопедагогики.
Взаимоуважение и отсутствие диктата позволяют учителю осознать себя просветителем, интеллектуалом, деятелем культуры, неординарной личностью. Мы предоставляем учителю полную методическую свободу в понимании не вседозволенности, а высокой личной ответственности каждого за качество преподавания и полученные результаты. Достигнутые школой-интернатом успехи во многом зависят от хорошо организованной учебно-методической работы. Важнейшей задачей администрации в эпоху нестабильности является социально-экономическая защита педагогов, т.к. необходимо помнить ,что позиция педагога по отношению к учащимся почти всегда зависит от отношения администрации к нему самому. У опытного директора постоянно увеличивается количество хороших учителей, из которых выстраивается педагогический ансамбль.
В Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» записано : «Умственно отсталое лицо имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо полезным делом в меру своих возможностей. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень».
Мы давно поняли, что учебно-воспитательный процесс коррекции и развития личности умственно отсталого ребёнка наиболее результативен, когда педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медики работают в одной связи. Ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или имеющему разноплановые проблемы, нужна комплексная помощь, иначе говоря – сопровождение. Сопровождение предполагает тесное взаимодействие с тем, кого сопровождают, и должно быть личностно ориентированно, чтобы оказать ребёнку действенную помощь и получить более ощутимый результат. Наша команда начинает сопровождение на начальных этапах школьного жизненного маршрута учащегося.
С первых минут нахождения ребёнка в школе-интернате – собирается информация о его соматическом, психическом социальном здоровье, при этом используется широкий спектр различных методов: тестирование психологом, анкетирование социальным педагогом родителей и учащихся, беседы с классными воспитателями, наблюдение медиками, изучение школьной документации о ребёнке, изучение особенностей семьи, её быта, анализ продуктов учебного труда. Надо знать позитивные резервы личности, на которые можно опираться. При этом выделяются группы психологически благополучных детей, не имеющих выраженных проблем в настоящее время, и группы детей, которым требуется более углублённое обследование, после чего полученные в ходе работы результа��ы позволяют составить план выполнения мероприятий совместно со специалистами, родителями, педагогами. Здесь всё должно быть построено на сопереживании и оказании качественной помощи, а не на тактике отфутболивания и ненужной болтовни.
Психолого-педагогическая, медико-социальная и правовая служба сопровождения, успешно осуществляется у нас уже 10 лет. Её девиз: «У детей не должно быть неразрешимых проблем». Мы учим их самостоятельно справляться со всё более сложными проблемами, чтобы они не становились на долгое время тормозом в коррекции и развитии растущего человека, не превращались в снежный ком, когда за неспособностью их разрешения следуют прогулы, обманы, побеги из дома, вхождение в неформальную компанию, где тебя поймут и поддержат, но при условии твоего участия в каких-либо негативных поступках.
Мы убедились, что сопровождение, как современная образовательная технология – даёт достаточно высокие результаты. Создание реабилитационного пространства вокруг ученика является жизненной необходимостью. Здесь педагог и врач должны следовать завету «Не навреди !». Причем, при любых видах помощи не унижается честь и достоинство ребёнка, его самооценка, отношение к родителям и близким, а главной принципиальной позицией является не подстройка под дефект ученика, а создание максимально возможных условий для включения этих детей в обычную жизнь.
Не первый год на базе школы работает психолого-медико-педагогический консилиум, который даёт целевые рекомендации учителю, воспитателю по работе с конкретным ребёнком. Такие же рекомендации получают и родители, – ведь дети с нарушением развития и психики рождаются не только в семьях алкоголиков. Они – не такое уж редкое явление и в благополучных семьях. Поэтому знания коррекционной педагогики нужны всем. При школе создан кабинет дефектологического всеобуча, который, наряду с индивидуальной работой, проводит родительские лектории, конференции и вечера обмена опытом по семейному воспитанию, встречи с врачами различных специальностей, школьными психологами, социальными педагогами, работниками УВД, инспекции по делам несовершеннолетних, юристами, специалистами управления социальной защиты и др..
Изменения социально-экономической ситуации в России, её драматизм, заставили нас ввести должность заместителя директора по правовому воспитанию, на которую назначена майор милиции, бывший инспектор детской комнаты о/м. В расписание были введены уроки права и граждановедения. И это не дань моде, а крайняя необходимость. Ведь на любые разломы, перемены в жизни общества всегда первыми реагируют дети. Всплеск асоциальных форм поведения среди подростков убедил нас, что самое главное в этот период – объединение усилий школы, УВД, КДН, ИДН. С этой целью в школе проводятся Дни профилактики правонарушений учащихся, выездные районные заседания КДН, совместно проводятся рейды в неблагополучные семьи.
Нередко случается, что безответственные родители в пьяном угаре продают свои квартиры, оставляя детей на улице и усугубляя тем самым проблемы детской преступности. По всем выявленным фактам нарушений законных прав несовершеннолетних школа-интернат даёт информацию в УВД, прокуратуру, Управление образования, добиваясь положительных результатов. Имеются случаи привлечения родителей к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ по нашей инициативе за невыполнение обязанностей по воспитанию детей и в связи с жестоким обращением с ними. Нередко при работе с кризисными семьями ребёнок изымается из семьи и помещается в школьный интернат.
Подростки, в основном, совершают противоправные действия в группах, в состоянии алкогольного или токсического опьянения. В школе регулярно проводятся занятия по программе «Спасибо, нет !», направленные на антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду. Проводятся встречи с врачами из наркологической службы, кожно-венерологического диспансера, которые знакомят наших учащихся со здоровым образом жизни. Результат работы по правовому воспитанию не замедлил сказаться – резко снизилось количество правонарушений и число подростков, состоящих на учёте в ИДН и КДН.
Есть у нас и два хорошо оборудованных медицинских кабинета, где систематически осуществляется контроль за санитарным состоянием школы-интерната и двух пищеблоков. Питание детей качественно и разнообразно, регулярно проводится его витаминизация. В результате хорошо поставленной медицинской работы м�� имеем заметное снижение количества заболеваний и различных патологий.
Хочу похвастаться и сильной спортивно-оздоровительной работой, благодаря которой у ребят исчезла закомплексованность перед уроками физкультуры, появилась заинтересованность в личных спортивных результатах. Мы стали регулярн�� устраивать спортивные соревнования с командами учащихся массовых школ, проводим гимнастические марафоны, лыжные гонки, военно-спортивные и «специальные олимпийские игры», «Весёлые старты» и туристические эстафеты, водно-туристические походы на байдарках для старшеклассников и однодневные для малышей. Ежедневно работают спортивные секции, ребята посещают тир и бассейн, занимаются стрельбой, борьбой, боксом, тяжёлой атлетикой, гимнастикой, плаванием. У нас много призёров в личных первенствах, есть золотые и серебряные медали, награды за командные победы. Отдельные ученики являются кандидатами в мастера спорта, их фотографии появляются на страницах местных газет.
Но самое главное, что золотые руки наших ребят востребованы, и в настоящее время проблем с их трудоустройством практически не возникает. Наши выпускники подготовлены к жизни и почти все находят в ней достойное место. •
Невозможно изолированно жить в обществе, где социальное неравенство касается самого важного – будущего детей. А в нашей стране, как известно, брошеных, никому не нужных мальчишек и девчонок становится с каждым годом всё больше и больше. Это страшно. Эпизоды жестокого отношения к таким детям мы встречаем чуть ли ни на каждом шагу, но в большинстве случаев – остаёмся к ним безучастными.
Моя дача расположена в Старой Купавне, и там я часто вижу подростков, гоняющих мяч на футбольном поле. В тот день, о котором хочу рассказать, чётко выделялись две группы: одна – прилично одетые, ухоженные; другие – обтрёпанные и очень худые. Преимущество в игре было явно у второй группы, ребята активно нападали, отлично держали оборону. И тут кто-то из «ухоженных» ударил ногой нападающего, началась потасовка. Взрослые – видимо родители, наблюдавшие за игрой, – побежали разнимать ребят, и когда я подошла, то услышала, что многие настроены очень агрессивно по отношению именно к пострадавшей стороне. Меня, естественно, это удивило, но мне жёстко объяснили: «Да все они сироты никчёмные, заступаться за них никто не станет. Пусть наши на них потренируются, а если что – милицию вызовем, чтобы этих беспризорников убрали подальше.» Мне стало обидно за ребят, которые честно отстаивали свои права. И вот тогда, в тот момент я и решила попробовать помочь детям, лишённым родительского участия.
Так возникла идея создания общественной организации «Республика ШКИТ» (школа культуры, искусства, творчества). Меня поддержали друзья. Нашлась вскоре и школа-интернат в Ногинском районе, нуждающаяся в нашей поддержке. О ней расскажет вам директор Наталья Арсеньевна Карэ.
Это, поверьте, замечательная школа. И дети в ней замечательные, дети-сироты. Только вот до сих пор нет статуса детского дома у этого интерната. И те люди, которые в нем работают, ищут выход, приспосабливаются, чтобы лучше было их воспитанникам, для которых это единственный дом – добрый, человеческий. •
Ольга Лисенкова – художник, член МСХ и Международного Художественного Фонда, Председатель общественной организации творческого и личностного образования детей-сирот «Республика ШКИТ»
|