ПЕРСПЕКТИВЫ АРЦАХА
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
20 Нояб 2011
- Опубликовано 20.11.2011 13:00
ПЕРСПЕКТИВЫ АРЦАХА
Руководитель холдинга «Политика» Татьяна Грозмани и Заведующий Международным отделом Вадим Поздышев были приглашены в качестве международных наблюдателей от Российской Федерации на Парламентских выборах этого года в Нагорный Карабах, где дважды встретились с Президентом НКР Аркадием Гукасяном.
В личной беседе удалось затронуть важные для обеих сторон вопросы, касающиеся, в первую очередь, настоящего и будущего в отношениях Армении с Россией, суть которых безусловно отразится и на судьбе Арцаха.
Господин президент, какое значение лично Вы придаете данным парламентским выборам в Нагорном Карабахе?
– Я считаю, что эти выборы еще раз продемонстрировали миру приверженность народа Нагорного Карабаха ценностям современного демократического общества. И это вовсе не громкие слова. Даже в советское время бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) считали островком законности в Закавказье. Наши люди чтят законы. А что такое демократия, если не строгое соблюдение законов? Уверен, что международное сообщество в конце концов поймет, что демократичный Карабах с его законопослушным народом не может быть насильно загнан в лоно тоталитарного Азербайджана, который не в состоянии защитить права и свободы даже собственного народа, не говоря уже о нацменьшинствах.
– После распада СССР появилось такое понятие как «непризнанная республика». Это касается и НКР. Многие эксперты считают, что с юридической стороны ситуация очень сложная. Каким, по Вашему мнению, может быть выход из нее?
– Если брать сугубо юридическую сторону, то как раз здесь все в порядке. Нагорный Карабах, как автономное образование, вышел из состава Азербайджана в соответствии с Законом бывшего Советского Союза от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Напомню, что, согласно тому Закону, за народами автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в составе выходящей из СССР союзной республики, а также на постановку вопроса о своем будущем государственно-правовом статусе. Азербайджан, как известно, продекларировал восстановление своей государственной независимости, т. е. выход из Союза ССР, 30 августа 1991 года. Только после этого, 2 сентября того же года, была провозглашена независимая от Азербайджана Нагорно-Карабахская Республика. Другое дело, что с этим фактом пока никто не хочет считаться.
После распада СССР, Карабахский вопрос был интернационализирован во многом благодаря тому, что бакинские власти до сих пор прилагают неимоверные усилия к полной трансформации проблемы самоопределения нашего народа в вопрос якобы агрессии Армении против Азербайджана. Поэтому Баку и не желает вести прямые переговоры со Степанакертом. Между тем, только прямые контакты между Нагорным Карабахом и Азербайджаном способны вывести мирный процесс из мертвой точки.
– Мы просмотрели много предвыборных выступлений лидеров партий, участвовавших в парламентских выборах, и почти нигде в них не нашли высказываний о возможной роли России в качестве гаранта обеспечения мира в зоне конфликта. Неужели в Карабахе не верят в своего исторического друга и партнера?
– Карабахцы всегда тянулись к России. Карабах даже вошел в состав России раньше, чем Армения. Многовековые традиции дружбы Карабаха и России, духовная и культурная близость русского и армянского народов не требуют доказательств. Наши судьбы исторически переплетены. Нет буквально ни одного карабахского армянина, кто бы не говорил на русском языке. Однако большая политика зачастую не считается с историческим опытом. Безусловно, роль России более чем значима в урегулировании нашего конфликта с Азербайджаном. Однако в Карабахе все отлично понимают, что Россия также заинтересована в хороших отношениях со всеми странами региона, в том числе с Азербайджаном. И это естественно. Отсюда и некоторая осторожность в действиях России в отношении Нагорного Карабаха, ее желание не «обидеть» Азербайджан. Не случайно ведь Россия отказывается на официальном уровне признавать любые выборы в НКР. Это, повторяю, политика. Но она никак не может сказаться на традиционно дружеском отношении карабахцев к русскому народу.
– Парадокс, но в Армении ��РФ «Дашнакцутюн» входит в правящую коалицию, а в НКР наоборот – в оппозицию. С чем это связано?
– Скажу откровенно: я сам задаюсь вопросом – чего на самом деле добиваются карабахские дашнаки? Если они хотят власти, то для этого им надо заручиться поддержкой народа на выборах. Если им не удается добиться этого, то лично я всегда готов к конструктивному сотрудничеству с любой политической силой, в том числе с партией «Дашнакцутюн».
– Почему многие средства массовой информации утверждают, что НКР более демократична, чем соседняя Армения?
– По всей видимости, со стороны видней.
– Как, по Вашему мнению, скажется на развитии республики, в том числе политическом и экономическом, возможный факт официального мирового признания НКР? Сможет ли это серьезно повлиять на ситуацию в других непризнанных государствах?
– Позвольте встречный вопрос: как вы думаете, каким был бы сегодняшний облик признанного Нагорного Карабаха, если даже в режиме непризнанности НКР достигла столь ощутимых позитивных перемен в экономической и социальной сферах? Ведь из-за своей непризнанности наша республика лишена всякой финансовой и иной необходимой для развития помощи со стороны международных структур, отрезана от внешнего мира (не считая, конечно, Армении) и экономически, и политически. Даже нашедшие в Карабахе приют беженцы из городов и сел Азербайджана не получают той помощи, которая предоставляется международным сообществом этой категории населения в признанных государствах, в частности, в Армении. Наши политики, политологи, ученые, деятели культуры и искусства, студенты не приглашаются на международные конференции. Словом, неудобств предостаточно. Поэтому признание Нагорного Карабаха, – а наш народ уже доказал свое право на собственное независимое Государство, – откроет куда более широкие возможности для всестороннего развития НКР. Пока же мы уповаем лишь на содействие нашей зарубежной диаспоры.
И я не исключаю, что факт признания НКР окажет влияние на ситуацию в других непризнанных государствах. С прецедентами в этом мире иногда считаются. И если эти прецеденты носят позитивный характер и способствуют достижению мира и стабильности, то почему бы их не повторить в других местах?
– В каком ключе развиваются на данный момент отношения с Россией? Какими бы хотел их видеть г-н президент?
– К сожалению, из-за непризнанности НКР у нас нет государственных отношений с Россией. Все сводится к связям на частном уровне. При этом встречи высокопоставленных лиц российская сторона предпочитает не афишировать – даже если на этих встречах обсуждаются перспективы карабахского урегулирования. Между тем, Россия, как мне представляется, могла бы смелее сотрудничать с Нагорным Карабахом, в том числе по части реализации взаимовыгодных экономических проектов. Говорю это потому, что Россия является правопреемницей Советского Союза, а Нагорный Карабах, как я уже сказал, вышел из состава еще советского Азербайджана в соответствии с Законом СССР. Не надо забывать и о том, что Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, что дает ей моральное право активизировать партнерские отношения с Нагорным Карабахом также на политическом уровне. Было время, когда в Степанакерт наведывались министры иностранных дел РФ. Что же случилось сейчас? Неужто в России и впрямь полагают, что конфликт можно урегулировать в условиях политической изоляции основной стороны конфликта – Нагорного Карабаха? Если да, то это есть не что иное, как негласная поддержка Россией подхода азербайджанской стороны к урегулированию.
– Не хотелось спрашивать о «цветных революциях», но... Не считает ли г-н президент, что те демократические ценности, которые несут западные политтехнологи, чужды народам Кавказа в том виде, в котором они навязываются? Имеется в виду, в частности, резкое обострение в отношениях с Россией, нарушение былых договоренностей, вывод российских баз и т. д.?
– Не берусь судить за все народы Кавказа. Что касается народов непризнанных гособразований, то их главная задача носит политический характер, а именно – добиться признания провозглашенных ими независимых государств. В этом плане Нагорный Карабах стремится быть правовым государством – и отнюдь не на словах. Если НКР станет таковой, то никакие ценности извне привнесены быть не могут. Внешние ценности обычно навязываются тогда, когда внутренние ценности более не способствуют динамичному развитию, а потому отвергаются большинством граждан той или иной страны. Если позиция России вписывается в понимание этих реалий, то она, на мой взгляд, может в ��ольшинстве случаев избежать тех нежелательных для нее последствий, о которых вы упомянули.
– По мнению некоторых международных обозревателей, присутствие столь внушительной делегации США на парламентских выборах в НКР говорит о расширении американского политического вектора на Кавказе. Прокомментируйте данные высказывания.
– На мой взгляд, все именно так и обстоит. Однако кто и что мешает России быть представленной на выборах в НКР в подобном и даже более многочисленном составе, чем американцы? И если Россия этого не делает, – можно предположить, что она не придает внутрикарабахскому фактору того значения в формировании новой геополитической архитектуры в регионе, какое мы наблюдаем со стороны Соединенных Штатов.
– Будущее НКР Вы считаете трехсторонним вопросом или возможно участие в его решении других стран, помимо Армении, НКР и Азербайджана?
– Оптимальным представляется решение этого вопроса при участии основных сторон конфликта – Азербайджана и Нагорного Карабаха. Однако официальный Баку, как известно, отвергает идею двустороннего диалога с законно избранными властями НКР. Поэтому мы согласны, по сути, на любой формат переговоров по обсуждению будущего Нагорного Карабаха во всех аспектах, но только при обязательном участии в них Степанакерта в качестве равноправной стороны. ®
– Понимаем, что вопрос не простой, и все же, как Вы считаете: НКР – это часть Армении или самостоятельное Государство?
– НКР – это де-факто независимое Государство, очень сильно интегрированное из-за своей непризнанности и продолжающейся блокады в экономическое поле Армении. Однако, это отнюдь не означает, что две части некогда искусственно разделенного большевиками народа не стремятся к единению.
– Каким Вы видите Нагорный Карабах лет через десять?
– Хотелось бы, чтобы к этому времени НКР стала полноправным членом европейской семьи. По крайней мере, для достижения этой цели руководство и народ Нагорного Карабаха будут работать ежедневно и ежечасно.
– Известно, что Карабах дал миру плеяду знаменитых людей. В России и по сей день чтят память маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна.
– Это отрадно. Хотя в советские времена россияне назвали бы еще маршала бронетанковых войск Амазаспа Бабаджаняна, адмирала флота Ивана Исакова, маршала авиации Сергея Худякова (Ханферянца). Все они – уроженцы Карабаха.
– В этой связи и в знак признания заслуг Карабахцев в нашей общей Победе в Великой Отечественной войне, тем более в год 60-летнего юбилея, мы хотели ��ы преподнести г-ну президенту, а в его лице и всему народу НКР, – подарок: «Портрет маршала», работы Народного художника Армении Хачика Арутюняна. Пусть это станет своеобразной ветвью, новым ростком добрых отношений народов России и Нагорного Карабаха.
– Благодарю вас. •