РАДИАЦИОННЫЙ, ХИМИЧЕСКИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ - ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО!
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
19 Нояб 2011
- Опубликовано 19.11.2011 15:03
ОБ АВТОРЕ: Лев Николаевич Ильин – доктор военных наук, профессор Военного университета радиационной, химической и биологической защиты МО РФ, Заслуженный деятель науки РФ, награжден орденами, медалями, в том числе – за работы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. |
Лев Ильин |
|
Политика (по С.И. Ожегову) – это деятельность государственной власти в области внутригосударственных отношений, направленная на защиту его (государства) при осуществлении решаемых задач. Именно такой подход к оценке борьбы с радиационным, химическим и биологическим (РХБ) терроризмом определен Указом Президента РФ от 13.09.04 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». В нем впервые упомянуты «…ядерные, радиоактивные, химические, биологические, отравляющие, сильнодействующие, ядовитые вещества…» в качестве форм проявления терроризма. Противники построения многополярного мира могут встать на путь применения РХБ терроризма для решения своих задач, поскольку, по словам З. Бжезинского, их «…доктрина отрицает национальный суверенитет и исходит из неоспоримого права Соединенных Штатов наносить упреждающие удары … в самом широком смысле этого слова». Здесь нет нужды повторять, что основные международные террористические организации рождались и становились на ноги на деньги известной разведывательной конторы. На фоне широкого использования в террористических актах взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, ядерный, химический и биологический терроризм сформировался в отдельную самостоятельную проблему лишь за последние 10 – 15 лет. Основные причины этого – широкое распространение ОМП в странах мира и существенное ослабление контроля как за ним, так и за специалистами, его создавшими. Борьба с терактами и их последствиями возможна уже на стадии их подготовки, однако на всех ее этапах она требует специальных знаний и особой техники, исключительно точной оценки ситуации и прогнозирования ее развития, поскольку неграмотные действия могут спровоцировать теракт и усугубить его последствия. Приходится учитывать и то, что чем дольше мы обсуждаем и распространяем информацию о возможном применении ОМП, тем привлекательнее она становится для террористов, а иллюстрированные приемы и методы приобретают инструктивный характер. Решение данной проблемы, как системы, – дает целый ряд преимуществ. Ранжируются все параметры системы. Достигается значительная экономия средств в связи с четким ее построением. Повышается эффективность управления. Наконец, более целенаправленно и глубоко ведутся научные исследования и осуществляется подготовка специалистов. Последнее нам наиболее близко. Представим составные части проблемы. I. Объекты, которые могут привлечь внимание террористов (три категории): Первая: те, которые можно использовать для создания зон и районов загрязнения (заражения). Это АЭС, ЯЭУ, предприятия ядерного цикла, химически опасные производства, организации микробиологического профиля. Вторая: объекты хранения ЯО, ХО, АХОВ, аммиака, хлора, биорецептур. Третья: места «удобные» для применения РХБ рецептур. Это районы массового скопления людей, транспортные системы, системы водоснабжения и другие. Только в Центральном регионе объектов первого направления более тысячи! II. Агрессивные вещества и продукты: Эта область достаточно широко описана, начиная от названия агента и до проявления поражения, характера лечения. Но чрезвычайно важно сделать эту специальную информацию доступной для понимания потенциальными пострадавшими и, прежде всего, – лицами, участвующими в локализации и ликвидации последствий. Могут быть здесь уместны и специально разработанные Правила поведения в зараженной атмосфере или на загрязненных поверхностях. Радиационный терроризм При применении ядерного оружия воздействие проникающей радиации сопровождается другими поражающими факторами и может быть оценено лишь в комплексе с ними. При подрыве АЭС с разрушением реактора, тепловыделяющие элементы и топливо при взрыве образуют особые вещества – кластеры углерода, которые обладают ярко выраженной адсорбционной способностью. Они особенно опасны при попадании внутрь организма человека или животного и трудно дезактивируются на поверхностях. Продукты применения обедненного урана в боеприпасах создают зоны альфа-заражения. Пребывание в них ведет к раку крови и непригодности сельскохозяйственной продукции регионов применения. Кроме того, опыт участия войск РХБ защиты в ядерных испытаниях, ликвидации катастрофы на ЧАЭС, других событиях, связанных с источниками ионизирующего излучения (ИИИ), приводит к выводу о дифференциальной реакции облучаемых (загрязненных) на полученные дозы. Т.е. опасность есть, особенно при пероральном воздействии, но проявляет она себя по-разному. Химический терроризм Это известные боевые ОВ (зарин, зоман, Виэкс); новые ОВ – карбаматы, норборнаны, диоксин, токсины; инкапаситанты-ирританты, в т.ч. (раздражающие) – адамсит, CS, CR; дисрегуляторы (вызывающие психические расстройства LSD, BZ); физиканты (вещества, вызывающие непродолжительные физические и физиологические расстройства) – карфентанил (Дубровка), треморогены, эметики; калечащие (иприт, люизит). Из списка следует, что по новым ОВ защита, индикация и другие вопросы требуют решения. Большую группу составляют аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). Их насчитывается по ГОСТ Р 22.9.05-95 до 107 наименований! Проблемы защиты от них решены лишь частично. Биологический терроризм Широко описан, имеет давнюю историю, особенно опасен с точки зрения психологического устрашения (вспомним письма с агентами сибирской язвы в США). III. Силы, средства и методы обнаружения: О появлении медленно воздействующего радиактивного загрязнения имеющаяся приборная база позволяет известить своевременно. Но есть сложности с выявлением альфа- и бета-опасных продуктов вне мест их содержания. Для альфа-активных частиц даже газетный лист является изоляцией. Бета-активное излучение задерживается оболочкой металлического контейнера. Здесь важно не допустить хищения веществ из мест хранения. Наличие компонентов химического терроризма техническими средствами, к сожалению, обнаруживается не столь оперативно, и далеко не по всем веществам. При биологической разведке, предупредить население до начала поражения крайне затруднительно. Специальные организации работают над строительством биологической защиты (БЗ). Но весь комплекс специальных мероприятий БЗ пока не увязан и не превращен в систему. Для эффективного функционирования системы БЗ необходимо располагать информацией о наличии в воздухе биологического аэрозоля (эта задача решается). Чтобы применить средства экстренной профилактики не позже половинного срока инкубационного периода должна быть информация о принадлежности возбудителя к условной токсонометрической группе. Это очень важно, т.к. в принципе невозможно создание препарата, одинако��о эффективного в отношении бактерий, вирусов или бактериальных токсинов. Неправильное его применение усиливает течение болезни. Пока все отмечают сложность и нерешенность в общенаучном, организационном и инженерно-техническом плане круга вопросов, связанных с экспресс-идентификацией возбудителей, профилактикой и лечением инфекционных болезней, и токсиноинфекций, особенно в экстремальных ситуациях. Обязательным условием успешного выявления возбудителей и бактериальных токсинов является наличие представительной пробы. Получение информации о видовой принадлежности возбудителя (или бактериального токсина) должно быть максимально оперативным, не больше нескольких часов. Пока здесь многое не решено или оставляет желать лучшего. Вообще отбор проб, особенно при радиоактивном загрязнении и биологическом заражении, требует своего решения. А это первая фаза всей системы информационного обеспечения о применении РХБ составляющих. IV. Непосредственная защита: При самой лучшей организации работ помощь извне может прибыть через два-шесть часов после РХБ загрязнения, заражения (поражения). Следовательно, надо делать людей менее восприимчивыми, обладающими простейшими навыками поведения в условиях применения РХБ агентов, знающими правила оказания первой помощи и взаимопомощи, способными противостоять панике и хаосу. В местах скопления людей, вероятно, должен быть какой-то научно-обоснованный минимум средств защиты и обеззараживания. Но всё это необходимо исследовать на модельных ситуациях по специальным программам. Например, чрезвычайно важно, чтобы закрытые объекты с массовым скоплением людей обладали мощными системами вытяжной вентиляции. V. Локализация загрязнения, заражения, распространения опасных веществ: В системе борьбы с техногенными катастрофами и в специальных наставлениях по действиям в ЧС, – приводится определенный набор правил и приёмов. Однако необходимо заново оценить их с учетом перспективных агрессивных агентов и особенностей действий террористов, дополнить, скорректировать и насытить моделями действий. Чрезвычайно важно определение минимума сил, средств и времени для выполнения работ по локализации. И, конечно, наличие этих сил и средств. Ликвидация последствий Она, как и локализация, нуждается в развитии применительно к условиям противодействия РХБ терроризму. То есть, в обосновании приёмов, сил, средств, нормативных характеристик для реализации данной работы. VI. Действия сил и управление ими: Эта область имеет значительные наработки, применяемые к ВС и военному времени. Однако нужно совершенствовать тактику действий, управление силами, организационные структуры. Следует жестко определить функции и распределить их реализацию на: – специальные силы; – органы других министерств и ведомств; – государственные и частные структуры объектов обоего типа. Необходимо учесть также экологическую опасность деятельности человека, – ведь до перерастания её в экологическую катастрофу, по мнению пессимистов, остались годы. И, наконец, рассмотрение проблемы борьбы с РХБ терроризмом с позиций Академии РХБ защиты – требует определения направлений подготовки кадров. По содержанию обучения: – это офицеры и особые служащие государственных структур, предназначенные для организации действий специальных формирований, применяемых для борьбы с РХБ терроризмом; – это офицеры и соответствующие им служащие госструктур, предназначенные для специального инженерного сопровождения организации борьбы с РХБ терроризмом в составе перечисленных выше органов; – это бакалавры и магистры для последующей работы в отраслях промышленности и НИИ, занимающихся вопросами создания изделий и производства продуктов для борьбы с РХБ терроризмом. Военная академия РХБ защиты, вот уже более 70 лет работающая в этой области – это, на наш взгляд, альфа и омега такой подготовки. Мы могли бы взять на себя: – определение перечня, характеристик и токсических последствий воздействия вероятных веществ, используемых в террористических актах (ТА); – анализ наиболее вероятных объектов совершения РХБ ТА; – разработку предполагаемых сценариев ТА (количество используемых веществ, способ их применения, прогноз масштабов первичного и вторичного заражения); – оценку возможностей постоянного контроля РХБ обстановки на наиболее важных Государственных объектах; предлагаемых сил и средств выявления РХБ обстановки для оснащения подразделений чрезвычайного реагирования; – участие в разработке необходимых нормативно-правовых актов, метод��ческой литературы в виде руководств, инструкций и т.д. Однако, у разумного решения этой проблемы появились противники и с самой неожиданной стороны. Рассмотрим факты. Начальник войск радиационной, химической, биологической (РХБ) защиты планирует реорганизовать и перевести Военную академию РХБ защи��ы в г. Кострому. Учредителем военных учебных заведений, в соответствии с Законом, является Правительство РФ, которое пока не издавало на этот счет никаких однозначных постановлений. Однако уже с 2005 года курсанты Академии, по приказу начальника войск, будут обучаться в г. Костроме, и уже переводится часть библиотеки, фонды которой содержат издания, начиная с позапрошлого века, большинство из которых уникальны. Находятся на утверждении у руководства подробные планы реализации данной «работы». Перевод Академии в г. Кострому на базу командного училища – идентичен ее ликвидации. В г. Костроме полностью отсутствует инфраструктура, необходимая для функционирования учебного и научного центра химического профиля, отсутствуют лабораторные корпуса, снабжение химическими реактивами, жидкими и твердыми хладагентами, питомник лабораторных животных, виварий, стеклодувный цех, комплекс химико-аналитического оборудования и т.д. Самое основное – в г. Костроме полностью отсутствуют специалисты необходимого уровня для проведения учебного процесса, научных исследований и поддержания материальной базы. То есть нет, практически, ничего и в наши «скудные» времена не скоро появится. Да, за пресловутые 90-е годы Академия потеряла много людей, и материальная база нуждается в значительном укреплении. Но вот вопрос – кто мешает вложить средства в существующую структуру? Подсчитано, что для перевода Академии даже без социального сектора необходимо около 5 миллиардов рублей! Опять этот странный принцип: добротное – рушить, бесполезное – сооружать. В 2004 году Академия успешно прошла государственную регламентацию образовательной деятельности, оказавшись по семи показателям лицензирования – в первой четверти и по двум показателям – в первой десятке Вузов страны! Более 60 процентов профессорско-преподавательского состава Академии имеют ученые степени доктора или кандидата наук. Они не переедут во вновь создаваемое учебное заведение и будут потеряны для системы РХБ защиты страны. Уже в настоящее время преподаватели и научные сотрудники Академии, видя пренебрежение к их специальности, принимают решение оставить службу. Можно только надеяться, что сотни специалистов этого опасного профиля найдут себе достойное применение в мирной жизни. Обучающиеся в Академии военнослужащие иностранных армий, высказывают сомнение в целесообраз��ости их дальнейшей подготовки в Вузе, который не нужен собственному Государству. Диссертационный совет Академии, состоящий из двадцати пяти докторов наук, ежегодно принимает к защите более двадцати диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. В г. Костроме создание Диссертационного совета будет невозможным в течение многих лет, а полноценный эквивалент существующему Совету не будет создан, по-видимому, никогда. Работа адьюнктуры и докторантуры в системе подготовки специалистов по РХБ защите прервется, по-сути запуская смертельно опасную цепную реакцию: нет полноценной профессуры – нет и подготовленного полноценного специалиста и т.д. и т.д. Что заставляет руководителей Министерства Обороны разрушать эффективно действующее учебное заведение и идти в разрез с интересами Государства? Несомненно, одним из катализаторов деструктивных процессов является расположение Академии в одном из центральных районов г. Москвы. Другой причиной, побуждающей Управление начальника войск РХБ защиты разрушать подчиненную Академию, является длительная конфронтация с руководством Академии, которая в настоящее время приняла недопустимо крайние формы. По поводу грядущего вывода Академии из столицы высказаны тревога и непонимание в газетах «Московская правда» (06.09.04) и «Красная звезда» (15.10.04). Ученые Академии – профессора, заслуженные деятели науки РФ обратились в соответствующий Комитет Государственной Думы, к сенаторам в Совет Федерации. Наконец, восемь академиков Российской академии наук, руководителей институтов и университетов, во главе с вице-президентом РАН, направили письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину, с просьбой остановить процесс ликвидации Академии. В письме есть строки о том, что потеря Академии нанесет серьезный урон реализации действующей Доктрины «Радиационной, химической и биологической безопасности…». И что же? Письмо переправлено в организацию, ответственную за развал научной школы – Управление начальника войск РХБ защиты Министерства Обороны! Здравомыслящие специалисты понимают, что опасная политика, проводимая администраторами от Вооруженных Сил, дорого обойдется нашему народу. Но пока вопрос остается открытым, – дело можно поправить. И мы очень рассчитываем на вмешательство в данную ситуацию Президента России, Министра Обороны и руководителей силовых ведомств, способных решить конфликт с пользой для нашего Государства. • |