Кодекс ингушской чести
- Подробности
- Родительская категория: Номера журналов
-
19 Нояб 2011
- Опубликовано 19.11.2011 14:29
Кандидат исторических наук
Зайнеп ДЗАРАХОВА
В сознании ингушей национальная идея – это ощущение своей причастности к судьбе Российского Государства и ответственности перед настоящим и будущими поколениями за сохранение сложившихся традиций дружбы и долга, того духовно-нравственного потенциала, которым обладает народ. Все остальное – политические, социальные и материальные достижения – могут осуществляться только на этом фундаменте.
Национальная идея является результатом исторического развития этноса, его культуры. Она несёт в себе зерно национального духа и имеет общечеловеческое значение. В ней заложено основное начало – уважение, достоинство и честь. Культура ингушей открыта, а потому и чувствует необходимость в постоянном взаимном общении, строится на добре, принимает в свои слои новые элементы культуры, отвечающие на жизненные вопросы, заданные прошлыми веками. В соприкосновении с другими культурами, она кристаллизует себя, подтверждая жизненную правдивость содержания традиций и обычаев.
Еще до принятия ингушами ислама, их социальный порядок уже регулировался адатом – особым кодексом, системой ценностей, вершиной которого является понятие чести. Эти идеи сохраняются в жизни народа и сегодня.
Издревле ингушский народ понятие Счастье связывал не с богатством, а с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, с умением быть полезным и нужным обществу. Доброе имя, хорошие дети, достойное ремесло, знания – были эквивалентами богатства и основой душевного благополучия. Понятие “иметь чистые мысли и установки” входит в кодекс ингушской чести и, тем самым, имеет статус этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка – думать об этическом значении поступка. “Силовое поле” этических требований выводит любые проявления малодушия, горделивости за рамки достойного поведения.
Ингушам по своей культуре свойственна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально. Это потребность души ингуша. Не случайно в формулах взаимоприветствий ингуши высказывают готовность помочь, оказать услугу, быть полезным в добром начинании. Это не просто формальные высказывания, это обязывающие установки долга. В истории народа не было времени безмятежного спокойствия, но народ сумел создать культуру, которая превыше всего ценит нестяжательство и, социальную справедливость, как принцип организации материальной и духовной жизни.
Через этническую культуру ингушей проходит мысль: “не озлобиться”, а это и есть механизм самосохранения, позволяющий истинные ценности поднимать над сиюминутными. История хранит в памяти примеры достойного участия ушедших поколений ингушей в судьбе Российского Государства, как завет потомкам в служении долгу. •