Последние новости

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

Пакистанский врач приговорен к 33 годам тюрьмы

К 33 годам тюрьмы по обвинению в государственной и...

Братья мусульмане обещают шариат

Братья мусульмане обещают шариат

Баллотирующийся на пост президента Египта, кандида...

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Джемаля подозревают в содействии терроризму

Федеральная служба безопасности ведёт против извес...

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

В мае Сергей Шойгу станет губернатором

Главный долгожитель российского Кабинета министров...

РОССИЯ И ЕС

сотрудничество в правовой сфере

Василий Лихачев,
Постоянный Представитель РФ в ЕС


Становление в России правового государства проходит под влиянием различных факторов. Растущее значение имеют внешние обстоятельства и предпосылки, которые, с одной стороны, действуют самостоятельно, а с другой — тесно связаны с внутрироссийскими процессами (разработка законодательства, обеспечение международно-правовых обязательств РФ и т.д.), прямо или косвенно влияют на их эффективность. В числе таких внешних факторов — участие России в многосторонней дипломатии, в деятельности различных международных организаций и конференций. За последнее время активно развивается диалог РФ с Европейским союзом, важнейшим политическим и экономическим образованием в мире.
Совершенно очевидно, что европейскую историю, европространство безопасности и сотрудничества объективно не выстроить без России, без ее интеллектуального, технического и сырьевого потенциала. Но и само развитие России в политико-экономической плоскости трудно представить вне стратегического партнерства, системного взаимодействия с европейскими государствами, с международными организациями — ОБСЕ, ЕС, Советом Европы и др. И поэтому весьма актуален следующий вопрос: какая Россия нужна миру, каким параметрам она должна отвечать, выступая в качестве самостоятельного полюса современного миропорядка? Называются, естественно, традиционные, но не потерявшие своей ценности, критерии — демократия, социально ориентированная рыночная экономика, уважение прав и свобод человека. Но эти же постулаты, заметим, дополненные опытом, собственными традициями, воспринимаются, признаются и самим российским обществом. Факт примечательный. Он говорит об общих или близких философских и государственно-правовых подходах России и Европы. Такого рода, условно говоря, консенсус в главных (целевых) направлениях организации и функционирования власти в России на основе безусловного уважения ее суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и т.п. крайне важен для формирования международного имиджа России как демократического правового государства, действующего цивилизованно, стабильно и одновременно реформируясь сообразно своим интересам и понятиям, которые, как мы видим, отражают и общечеловеческие, проверенные жизнью стандарты и схемы.
В соответствии с принципом здорового прагматизма, наши западные партнеры самым пристальным образом наблюдают за решением в России таких острых вопросов, как состояние правопорядка, личная и общественная безопасность, борьба с организованной преступностью,коррупцией, наркоманией.Зона особой концентрации внимания — формирование и развитие национального законодательства по проблемам внешней торговли, собственности, приватизации, как на федеральном так и региональном уровнях. Еще раз подчеркнем, что прагматизм именно такого (ЕСовского) подхода налицо, и он оправдан, будучи напрямую увязанным с вопросами реструктуризации банковской системы России, создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, регулирования внешнего долга, возвращения, наконец, зарубежных партнеров на российский рынок для нормальной, гарантированной организационно и обеспеченной законом, торговли, практики экономических обменов и т.д. И здесь снова обнаруживается встречный и согласованный интерес России и ЕС, что не может не вызывать определенный оптимизм с точки зрения преодоления российским обществом существующих трудностей и противоречий, внесения должных, идущих от жизни, корректив в политику реформ, более полного использования потенциала международного сотрудничества, в том числе и с Европейским Союзом.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., главном документе, который учреждает партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами -членами, с другой стороны, взаимодействие сторон в правовой сфере представляет конкретную и самостоятельную область. Вместе с тем, и это следует подчеркнуть специально, от его результативности зависит эффективность продвижения ЕС и РФ по другим направлениям сотрудничества — политический диалог, торговля товарами, предпринимательская деятельность и инвестиции, платежи и капиталы, экономическое сотрудничество и др. Поэтому вопросы права в широком смысле отражены не только в рамках соответствующей области сотрудничества (например, в границах политического диалога один из приоритетов — стремление к соблюдению принципа демократии и прав человека), но и в ряде других разделов Соглашения. Так, в соответствии со ст. 55 (раздел VI “Конкуренция, охрана интеллектуальной собственности, сотрудничество в области законодательства”), “Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообществ”. Этот процесс сближения законодательств (а в лице ЕС это около 8 тыс. разнообразных юридических актов) распространяется, в частности, на такие отрасли права, как предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт. Но для реализации этой договоренности в качестве первого шага со стороны России должно быть стремление и практическая работа законодателя к созданию собственной правовой системы, в том числе и в отмеченных областях. И предпосылки к тому, конечно, имеются, о чем известно нашим западным партнерам. Достаточно в этих целях посмотреть бесстрастными глазами на содержание действующей Конституции РФ, о судьбе которой так много говорится в последнее время в нашем обществе. Да, жизнь сегодня и в значительной степени завтра потребует внести в текст Основного Закона коррективы. Важно, чтобы этот процесс обошелся без политической экзальтации и учел накопленный опыт действия конституционных норм и принципов. Он, конечно, не может быть однородным. Так, например, есть свои проблемы, особенно в сфере соблюдения, гарантирования декларированных правил (социально-экономические права и свободы, в частности). Но в числе плюсов — достаточно уважительное отношение к слову “закон”. Оно, кстати, употребляется в тексте Конституции более 100 раз. Слово “право” более 90. Естественно, уровень правовой энергии в обществе, правовой культуры не может определяться только исключительно таким формальным обстоятельством, но его присутствие говорит о стремлении законодателя активно строить правовую систему России, формировать эффективный режим законности. Важно, что дело не ограничивается просто заявленными намерениями. Так, например, происходит в сфере иностранных инвестиций и обеспечения прав иностранных инвесторов, что является объектом самого пристального внимания здесь, в европейских странах, особенно после событий 17 августа 1998 г. В ЕСовских кругах заинтересованно отнеслись к законодательным и нормативным предложениям Правительства РФ по привлечению прямых иностранных инвестиций в качестве одного из направлений стабилизации социально-экономического положения в стране. Среди них принятие проектов Федеральных законов “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, “О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и др., которыми, в частности, отечественным и иностранным инвесторам будут установлены равные права и обязанности. Не стоят в стороне от этой работы, которая помимо собственно юридического эффекта формирует и фактор политико-психологического доверия к нашей стране, Государственная Дума и Совет Федерации. Так, законотворческий портфель Государственной Думы на 1999 г. включает около двадцати законопроектов, которые в случае реализации способны углубить правовой режи�� инвестиционной деятельности в РФ (среди них — о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; о правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями и др.).
Конечно, главную нагрузку и ответственность за развитие внутреннего законодательства России по различным аспектам реформирования государства и общества несут федеральные и региональные органы власти. Но нельзя сбрасывать со счетов и ту помощь, которая уже оказывается России в законодательной сфере, да и не только в ней, со стороны ЕС в рамках программы ТАСИС. Среди ее приоритетов применительно к Российской Федерации — содействие в разработке правовой, нормативной и институциональной инфраструктуры. Нельзя не отметить и вклад в решение этих проблем таких двусторонних структур, как Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества (Федеральное собрание и Европарламент).
В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС, в политических договоренностях на высшем уровне (заявление по итогам саммитов Россия — Европейский Союз в Бирмингеме, 15 мая 1998 г., Москва, 18 февраля 1999 г. и др.актах) большое место уделено совместному сотрудничеству и в другой важной сфере — борьбе с преступностью, которая как социальное явление уже приобрела трансграничный характер и требует адекватных мер со стороны всего европейского сообщества при участии как членов ЕС, так и нечленов.
СПС 1994 г. включает специальный раздел (VIII), посвященный сотрудничеству России и Евросоюза по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция; противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции; незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ). В Соглашении имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание” денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами (ст. 81); борьба с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ (ст.82). Влючение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных отношениях Евросоюза с другими странами.
Евросоюз объективно заинтересован в развитии сотрудничества с Россией на антикриминальном направлении, установлении прямых контактов с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами России, проведение вместе с ними акций и мероприятий по борьбе с оргпреступностью и наркобизнесом. Эта потребность будет усиливаться в связи с планируемым расширением Евросоюза и увеличением соответственно общей протяженности совместной границы РФ-ЕС. В Брюсселе все больше осознают, что создание на европейском континенте единого пространства безопасности, свободы и правосудия не представляется возможным и эффективным без прямого сотрудничества на данном направлении с Россией. Серьезные задачи поэтому возлагаются на Подкомитет сотрудничества Россия-ЕС по вопросам конкуренции, охраны прав интеллектуальной собственности, сближение законодательства и борьбы с преступностью. Объем и острота существующих здесь проблем, их прямое влияние на состояние государственной и международной безопасности таковы, что со временем возможно заключение между сторонами отдельного соглашения по правовому сотрудничеству.
Да, проблем в строительстве правового государства в России более чем достаточно. Тем не менее для оптимизма, здравого, просчитанного, оснований немало. И в пользу такого подхода говорит опыт современной дипломатии России, история ее отношений к международному праву, тот реальный вклад, который наше государство за свое вековое существование внесло в его прогрессивное развитие. Это особая тема, которая достойна самостоятельного разговора. Скажем о двух вещах.
Первое. На рубеже двух столетий, при всех противоречиях, которые мы наблюдаем в международных отношениях, организованное, нормативное, регулятивное призвание международного права, его роль как важнейшей опоры, конструкции в межгосударственных делах — факт очевидный. И все эти характеристики международного права приобретают новое значение в условиях глобализации международных отношений, утверждения неделимости мира и безопасности. Вот почему не будет преувеличением тезис о развитии международного права в XXI веке, при естественном согласованном желании всех или большинства государств, в качестве своего года библии, корана или катехизиса международных отношений. Конечно, эта задача высокого политического и даже нравственного уровня. Но она не из области фантастики, а из сферы ответственности сообщества государств и народов за свое и совместное существование. Но уже сегодня, с учетом различных факторов и реалий, действующих в международных отношениях, можно говорить и говорить доказательно, что позиция конкретно взятого государства к этой правовой системе особого рода — важнейший критерий его цивилизованности, способности оказывать влияние на укрепление правопорядка, способствовать прогрессивному развитию международного права с учетом существующих или могущих возникнуть завтра проблем, в том числе и глобального планетарного масштаба.
Демонстрируя уважение к международному праву на деле, к его основным принципам и нормам, государство показывает свою силу, в том числе и духовную, свой миросозидательный потенциал, но не в коем случае — не слабость. История учит, что международное право нарушают как раз те, кому не хватает терпения и мудрости, те, которые игнорируют лексикон права и справедливости и оперируют совершенно другими категориями — экономический диктат, дискриминация, вмешательство во внутренние дела, “двойные стандарты” в области защиты прав и свобод человека и др.
Говоря о международно-правовой позиции России, следует подчеркнуть ее ясность, прагматичность, ответственность. Она исходит из того, что международное право и соответствующие обязательства России, с одной стороны, представляют собой ту материю, тот инструментарий, которые органично и эффективно связывают нашу страну с внешним миром, позволяют ей участвовать в управлении международными отношениями, активно воздействовать на решение различных, в том числе и глобальных, проблем, что соответствует фундаментальным интересам России, а с учетом ее фактического политического веса и объективным закономерностям миропорядка. С другой стороны, имплементация принятых Россией обязательств в области двусторонней и многосторонней дипломатии, необходимость их знания и безусловного соблюдения весьма эффективно влияют на стабилизацию самого государства, укрепляет его демократическую и правовую субстанцию, формирует у населения и в госаппарате международно-правовое сознание и, в целом, содействует росту авторитета страны в системе международных отношений.
Следует признать, что законодатель в России четко себе представляет силу и назначение современного международного права. Да и исполнительная власть все активнее подключается к реализации международно-правовых обязательств России, хотя делать это, скажем откровенно, надо объемнее, настойчивее, имея в виду достижения конкретной (политической, торгово-экономической и т.д.) выгоды для нашей страны.
Поэтому не случайно в тексте Конституции РФ ссылки на международное право, международные обязательства, наконец, на международные договоры встречаются более 20 раз, как бы подчеркивая политическое заявление преамбулы Конституции РФ о том, что многонациональный народ Российской Федерации сознает “себя частью мирового сообщества”. Говорим об этом известном факте только с одной целью: российское общество реально будет отвечать демократическим критериям, а государство пользоваться уважением и поддержкой международного сообщества, если оно в числе прочих условий соблюдает свои международно-правовые обязательства и через этот процесс, через соответствующие властные механизмы, через разумную инициативу влияет на укрепление международного права, обеспечение международной законности. У России, современной России, со всеми ее трудностями, сложностями, подчас трудновоспринимаемыми и нелегко объяснимыми как перед собственными гражданами, так и зарубежными партнерами, подобные возможности есть. По крайней мере, с позиции действующей Конституции. Пример тому п.4 ст.15, в соответствии с которым “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора”. Под ее действие, безусловно, подпадает и сотрудничество России с Евросоюзом. Созданная между ними договорно-правовая база требует соблюдения и реализации закрепленных в СПС РФ-ЕС, других соглашениях международных обязательств и с той, и с другой стороны. Эта работа сегодня вступила в активную фазу. Действует Совет Сотрудничества, Комитет сотрудничества, Комитет парламентского сотрудничества. Запущена работа 9 отрослевых подкомитетов. От их участников (и России, и ЕС) требуется высокая степень ответственности, готовности не только соблюдать то, что уже согласовано, оформлено юридически, но и смотреть вперед, размышлять и действовать стратегически. Сегодня и в Москве, и в Брюсселе идет процесс активного подведения итогов партнерского взаимодействия, намечаются новые перспективы, которые потребуют внесения необходимых изменений в СПС, принятия новых документов по стратегии сотрудничества и партнерства в целях XXI века. Безусловно, это все укрепит международно-правовую основу нашего сотрудничества, придаст ему должный импульс в интересах обеспечения Европейского пространства мира и безопасности без ограничительных и разделительных линий.

Хотите купить в Москве: купить софт в москве. . Ремонт грузовых автомобилей скидка. Статья про ремонт грузовых авто.

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

Русская пресса с первого взгляда, вторник, 30 Апреля 2013

ПОЛИТИКА

* Россия и Япония договорились о дальнейших переговорах по мирному договору, но этот процесс может занять некоторое время и потребует настойчивых усилий, прежде чем все нерешенные проблемы могут быть решены.

(Ведомости, Российская газета)